Когда умирает близкий, мы нередко задаемся вопросом: «Почему он ушел именно сейчас? Почему бы не пожить ему еще?»
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить, для чего вообще мы были приведены в эту жизнь. Господь создал нас, чтобы поделиться Своей любовью и блаженством. Но Он не навязывает их, и поэтому Бог дал нам свободу, чтобы мы могли сделать выбор. И в этом смысл земной жизни.
Каждый делает выбор — с Богом он или со грехом. И этот выбор не ограничивается умом, он выражается самой нашей жизнью. Что у нас во главе угла: любовь к Богу или самолюбие, от которого проистекают все грехи? И когда человек сделает этот выбор, наступает его срок умереть. Больше нет смысла продолжать ему земную жизнь.
Человек добрый, любящий Бога, забирается из этой отравленной злом и скорбью жизни в настоящую, счастливую жизнь: «Мужи благочестивые забираются с земли, и никто не помыслит, что праведник забирается от зла» (Ис. 57:1). Как студенту, который сдал экзамен, уже нет смысла сидеть в аудитории, так и этому человеку нет смысла более задерживаться здесь.
С другой стороны и человека, который сделал выбор в пользу греха, не держит Бог на земле. Пока есть возможность покаяния, Господь долготерпит, но когда человек укоренился в грехе безвозвратно, то что будет, если он проживет еще двадцать-тридцать лет? Только увеличение его грехов и, соответственно, увеличение тяжести его грядущего наказания.
Слава Богу, если наши близкие были верующими и добрыми людьми. Тогда и смерть лишь временная разлука для нас, если мы сами идем путем спасения. Гораздо тяжелее, если кто-то из наших близких умер, оставаясь чужим Христу, умер во грехе и вражде с Богом. Очень горько и больно в этом случае, но что поделать — таков их выбор. Нам же остается только молиться за них келейно, да подаст Господь облегчение им. О молитвах за близких и как правильно проводить их в последний путь, я писал в другой статье.
Сказанное выше касается тех, кто умер взрослым. Но нередко люди спрашивают: а как же насчет умерших детей? Думаю, к ним можно отнести слова Писания: «как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» (Прем. Сол. 4:10-11). Получив здесь дар бытия, такие дети продолжат его в лучшем мире. Если бы он продолжил жить здесь, то злоба этого мира сильно повредила бы его душе.
Вместе с тем стоит учитывать, что если почивший наш близкий не считал себя православным христианином, не принадлежил к Православной Церкви, то подавать его имя в записках на церковное поминовение нельзя.
Во как говорит преподобный Амвросий Оптинский: "Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан... По закону любви Церковь наша молится... об обращении иноверных еще при их жизни. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, то по смерти... Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни".
И священноисповедник Афанасий (Сахаров) писал: "Православное заупокойное богослужение имеет в виду умерших в истинной православной вере. Употреблять церковные молитвословия при поминовении неправославных безусловно невозможно".
Однако возможно в своей личной, домашней молитве молиться об облегчении участи таковых усопших, о чем писал, например, святой Феофан Затворник: "Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших! В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них... В церкви же нечего их поминать" (Сборник писем, п. 479). В свою очередь преподобный Иосиф Оптинский рекомендовал использовать следующую молитву, составленную прп. Львом Оптинским: "Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!»
======
Смотрите также материалы: