58,2K подписчиков

Уроки без зубрёжки: 6 способов для моих учеников, благодаря которым они лучше учатся

1,6K прочитали

Как большинство школьников и студентов учат уроки? Читают и перечитывают несколько раз конспекты или параграф, чтобы запомнить, ещё, возможно, выделяют маркером главные мысли и зазубривают их или стараются "сфотографировать" страницу с правилом в свою память. А ведь все эти методы создают лишь иллюзию запоминания материала. Они не эффективны.

Зубрежка без понимания смысла прочитанного мало поможет. А вызубренные знания быстро выветриваются из памяти.

Ко мне часто приходят ученики и говорят, что не могут ничего выучить, правила не запоминаются. И это не говорит о том, что у них проблемы с памятью и что её надо развивать. Просто они не знают о более эффективных приёмах обучения, когда зубрёжка вообще не нужна. И я не только рассказываю своим ученикам о них, но и мы вместе их применяем.

1. Запоминание в зависимости от типа восприятия

На своём первом занятии я обычно выясняю тип восприятия информации своего ученика. Так мне будет проще объяснять ему сложные темы, а ему, в свою очередь, проще их запоминать без зубрёжки.

По типу восприятия информации люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Некоторые эксперты выделяют также дигиталов (для них важны логические связи и анализ). Визуалы лучше воспринимают информацию глазами, аудиалы - на слух, а кинестетики - на ощупь и в движении.

Я как-то уже рассказывала здесь, как я учу стихи со своими учениками с помощью инсценировки прочитанного, с помощью диктофона, ниток и рисунков. Всё это в зависимости от типа их восприятия.

Правила, термины и параграфы также можно научиться запоминать лучше и быстрее в зависимости от своего восприятия. Визуалам важна наглядность: плакаты, яркие карандаши и маркеры, которыми можно подчеркивать в тетрадке, схемы, таблицы. Аудиалы хорошо запоминают, когда не они сами читают параграф, а кто-то читает, выделяя голосом и интонацией важные места, а они внимательно слушают. Также они любят пересказывать прочитанное своими словами. Кинестетикам разрешаю ходить по комнате во время заучивания материала, им важны движения и предметы, которыми они могут держать в руках. Для них также важна мышечная память: переписываем правило в тетрадь от руки, а ещё подвижные игры в тему урока.

2. Рисуем плакаты и красиво оформляем все правила

Наши плакаты по русскому языку и по математике своими руками
Наши плакаты по русскому языку и по математике своими руками

Мы с учениками делаем плакаты на правила своими руками. Чем ярче, тем больше усилий прикладываем к их созданию, тем легче запоминаются эти правила. Или просто заводим отдельную тетрадь, где много рисуем небольших рисунков и таблиц, переписываем правила разноцветными ручками, делаем красивые рамочки, вклеиваем туда наклейки. Такую тетрадь просто приятно взять в руки. Ребенок берёт ее часто, перелистывает, прочитывает, показывает друзьям, родителям. Благодаря всему этому правила запоминаются у него лучше.

3. Ассоциации и мнемотехники для запоминания

Приведу примеры. Запоминаем падежи: представляем, что кто? что? Иван(Именительный), который родил (Родительный) кого? чего? девчонку (Дательный) и кому? чему? велел (Винительный) кого? что? тащить (Творительный) кем? чем? руками пелёнку (Предложный) о ком? о чём? позаботиться о девчонке.

Запоминаем английские слова, например: socks (носки). Представляем змею S, проползающую через бублик О, полумесяцем С к носкам, выложенным на диване в форме буквы К.

4. Стихи и песни

На любое правило русского языка есть запоминающееся стихотворение. Разучиваем его вместо скучного правила из учебника. Эти же стихи можно пропеть на мотив любимой песни ученика. Так оно запомнится ещё лучше.

5. Понимаем смысл, задаём себе вопросы

В начале статьи писала, что зубрёжка без понимания смысла прочитанного не эффективна. Значит, любую тему нужно понять и пересказать своими словами. Сначала выяснить всё непонятное, потом вдумчиво прочитать, задавая себе вопросы по теме и отвечая на них.

6. Объясняем малышу

Самый любимый приём моих учеников. Я прошу их рассказать параграф или правило так, как будто я - малыш. Простыми словами, понятными ребёнку. Тренироваться в пересказе можно на любимой мягкой игрушке, на кошке, на младшем братике. Когда пытаешься донести что-то малышу, то сам полностью погружаешься в тему и знаешь её на высоком уровне. При этом зубрить её необязательно.

Эти 6 приёмов запоминания школьного материала помогают моим ученикам учиться лучше.

Ставьте "нравится", если было полезно.

Пишите в комментариях, какие приёмы запоминания информации помогают лично вам.