Найти тему
ОФНММ "PROmolodeJJ.ru"

Фильмы, основанные на реальных событиях, которые нагло лгут

Оглавление
«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» (с) из беседы В.И. Ленина с А.В. Луначарским

И хотя ныне у нас в стране идеи строителей социализма не жалуют, такое ощущение, что именно эту цитату принимают очень близко к сердцу. Нет, не так – цитата эта будто бы въелась под кожу. А потому киноделы не сидят сложа руки и круглогодично штампуют кучу фильмов с явной претензией на сверхидею. Причём вы должно быть, давно заметили, что с особым трепетом у нас встречают исторические фильмы. Странное дело – в школах эта дисциплина (история, то бишь) опущена ниже плинтуса, зато именно фильм с припиской «история» вызывает наибольшее количество дискуссий. Доктора наук массово соревнуются в красноречии, диванные философы рвут друг другу глотки в комментариях, премии вручаются и отбираются, а создатели фильмов довольно потирают руки и считают выручку. Весело, ничего не скажешь.

А что? Неплохая схема. К тому же если в начальных титрах или трейлере указать волшебную фразу «Основано на реальных событиях», количество зрителей возрастает в разы. Только на поверку выясняется, что события-то самые что ни на есть «НЕРЕАЛЬНЫЕ».

А чтобы вам было понятнее, начнём мы с трёх фильмов разных лет, с которыми создатели скандально опростоволосились.

Подборку для вас составила Дина Елманова, диджей канала PROmolodeJJ.ru и по совместительству кинопроводник. Садитесь поудобнее, сейчас будет страшно...

- «9 рота» (2005 г.)

Мы - опытные воины. Потому и ходим всем строем по всем вопросам (Фото: f.kinozon.tv)
Мы - опытные воины. Потому и ходим всем строем по всем вопросам (Фото: f.kinozon.tv)

Версия фильма: Группа новобранцев попадает в состав 9-й роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка, где получает задание – занять стратегически важную высоту и защищать её от душманских атак до прохождения колонны. Действие фильма, как гласит официальное описание, разворачивается за несколько месяцев до окончания Афганской войны.

Ляпы и проколы: Давайте начнём с того, что режиссёр фильма промахнулся уже с датой операции. Бой у высоты 3234 произошёл в 1988 году, был успешно завершён, и советские колонны до самого конца войны спокойно дорогой пользовались. То есть одно это опровергает значительный пласт фильма и делает его бессмысленным. К финалу фильма погибает весь состав роты, за исключением одного десантника, что тоже не соответствует действительности. В живых осталось 33 человека из 39. Еще одна ложка дёгтя: солдаты никак не могли прохаживаться в летней форме. Зимой-то оно да на такой высоте не слишком-то комфортно, мягко говоря. Немало намудрили создатели фильма и с вооружением. Так, так называемые «духи» были настолько «круты», что практически у каждого в руках АК-74 или АКС-74. Ещё смешнее с передвижной техникой: все боевые машины, видать, каким-то непостижимым образом перенеслись в горы Афгана из будущего будущее, иначе почему практически на всех современные номера?

-"Что за ересь ты несёшь???" - "В смысле ересь? Федя, ну так же в сценарии написано!" (Фото: crimea-media.ru)
-"Что за ересь ты несёшь???" - "В смысле ересь? Федя, ну так же в сценарии написано!" (Фото: crimea-media.ru)

Эпизоды с Белоснежкой, по словам десантников, в реальности прошедших Афганскую войну, вызвали недоумение. Дескать, солдату, особенно новобранцу, особенно в ВДВ, первые полгода вообще не до чего. И не до девок – уж подавно.

А самым гнетущим называют общую атмосферу брошенности. Хотя на деле сражающаяся с душманами рота постоянно получала подкрепление от артиллерии. Американцы потом будут постоянно припоминать этот эпизод. Якобы как пример нерационального использования людских ресурсов.

Но больше всего вводит в ступор первая же фраза режиссёра в финальных титрах, после которой хочется плакать: «Отцу посвящаю».

Федя, Федя, ну с отцом-то ты так за что?!

- «Сволочи» (2007 г.)

"Да ты проходи, дядь, мы хорошие, не злые..." (Фото: m.123ru.net)
"Да ты проходи, дядь, мы хорошие, не злые..." (Фото: m.123ru.net)

Версия фильма: В 1943 году группу беспризорников-подростков, на совести которых десятки ограбленных советских граждан, отправляют в гористую местность в лагерь – для создания спецотряда. Главная их миссия – противостояние элитным войскам Третьего рейха «Эдельвейс», причём выполнение задания не подразумевает, что хоть кто-то из диверсантов вернётся живым. Основой фильма послужила повесть Владимира Кунина, который лично находился в подобном лагере.

Ляпы и проколы: Чтобы оценить весь масштаб трагедии и лжи, советую начать с личности автора. Во время рекламной кампании Владимир Кунин в каждом интервью рассказывал о диверсионных группах, созданных НКВД, ссылаясь на личную биографию. В своих воспоминаниях он и фронтовик, и лётчик, и писатель и ещё много кто. Если только не учитывать, что о многом Кунин с изобретательностью писателя наврал. Корреспонденты «Комсомолки» не поленились и провели собственное расследование, из чего выяснилось, что Кунина выперли из Чкаловского лётного училища, а потом – и из московского. Вы только подумайте – город, чьё училище подарило миру первого космонавта Земли Гагарина, на время дало приют будущему авантюристу! Позор на седые головы!

Вывод: повесть отнюдь не автобиографична. А значит, к создателям фильма уже возникают вопросы.

По горам лазить - это вам не ножичком махать (Фото: kinobank.org)
По горам лазить - это вам не ножичком махать (Фото: kinobank.org)

Вопросы, кстати, возникли и у ФСБ. Были подняты архивные данные, из которых выяснилось, что никаких школ для несовершеннолетних камикадзе в СССР не было и никому даже и в голову подобное не приходило. Как поступали с такими элементами, подробно описано в повестях Макаренко. Зато таких диверсантов вовсю готовили не кто-нибудь, а силы нацистской Германии. Беспризорников отлавливали на оккупированных территориях и натаскивали на бойцов Красной Армии. То есть режиссёр и сценарист попросту поменяли местами СССР и Германию. Вишенкой на торте является эпизод, где нацистский генерал, увидев малолетних у’рок (ударение на первый слог)), начинает чуть ли не показушно рыдать: «Они же дети…»

Знаете, что бы сделал этот вояка на самом деле? Отловил бы всех пацанов и не моргнув глазом сдал их доброму доктору Менгеле – тот страсть как всякие аномалии обожал… О дальнейшей их судьбе следовало бы тактично умолчать.

После просмотра этого фильма хочется задать вопрос создателям: а как, по-вашему, тогда такое «вселенское зло», как Советский Союз, вообще могло выиграть войну? Представляю, как при виде этого выкидыша российского кинематографа радостно встрепенулись все те, кто говорит: «Лучше бы Германия нас победила…».

Хотя нет, стойте. Справедливость в мире всё же есть. На вручении премии «MTV-Россия» (2007) в номинации «Фильм года» Владимир Меньшов во всеуслышание высказал всё, что он думает. Далее я ничего не говорю – сами смотрите.

- «Союз спасения» (2019 г.)

Шла вторая половина дня, мы снимали, как могли... (Фото: stuki-druki.com)
Шла вторая половина дня, мы снимали, как могли... (Фото: stuki-druki.com)

Версия фильма: Рассказ о восстании на Сенатской площади в декабре 1825 года, его предпосылках и последствиях. (И да, это единственное адекватное описание сюжета, какое удалось найти. Без ненужной шелухи, пафоса и «воды» про романтику, которой там и не пахнет. – от редакции)

Ляпы и проколы: Сразу вопрос – почему именно Союз спасения? Сие образование просуществовало всего два года, уступив место более грозным организациям. Однако создатели сгребли всё в кучу: героев разных лет, мотивы, события… Восстание Семёновского полка, где солдат окончательно выбесил их полковник Шварц, прошло намного тише, нежели оно было показано. В реальности рота отказалась расходиться после построения, пока не отменят неуставные смотры. Зато в поделке Кравчука элитный полк, весьма уважаемый, с историей и биографией (на минуточку – созданный во времена Петра I), показан как толпа осатанелых гопников, сносящих всё на своём пути. Да, таких и расформировать не грех.

В угоду зрелищу и стремлении объяснить, что к чему, непонятливому зрителю, создатели фильма пошли на прямое искажение фактов. Например, никакого Сергея Трубецкого на площади в день восстания не было, хотя Максим Матвеев со страдальческой миной несколько минут слоняется туда-сюда в окрестностях, сопровождаемый истеричными воплями Рылеева. И да, Кондратий Рылеев никогда – слышите – НИКОГДА! – не был журналистом. Тогда и термина такого не существовало.

Но самое главное разочарование среди персонажей – это Каховский. Зрителю так и не объяснят, кто он и откуда, какие причины вынудили его прийти на Сенатскую площадь и застрелить Милорадовича. А ведь его трагическую историю можно было вывести на первый план и показать восстание именно его глазами.

С. Трубецкой на площади? Не иначе, как погулять вышел (Фото: stuki-druki.com)
С. Трубецкой на площади? Не иначе, как погулять вышел (Фото: stuki-druki.com)

К тому же совершенно ясно, что никто из актёров даже приблизительно не пытался проникнуться той эпохой, изучить манеры и взгляды людей, которые тогда представляли цвет нации. Можно надеть мундир, отрастить бакенбарды, прицепить шпагу, но так и не понять мировоззрения дворянина. Поэтому и ведут себя киношные декабристы точь-в-точь как студенты-первокурсники провинциального ПТУ на первой в их жизни пьянке. А уж сцена, где Пестель машет пистолетом перед носом у Майбороды – это привет из бандитских сериалов 90-х. Артисты так и не поняли, что нельзя играть исторических персонажей, имея при этом стеклянные глаза и словарный запас подзаборного маргинала.

В фильме отсутствуют ответы на два самых главных вопроса: ПОЧЕМУ дворяне подняли восстание, а главное – ЗАЧЕМ? Никаких тебе мудрых бесед, постоянных душевных метаний, рассуждений, из которых становилось бы ясно, как они вообще пришли к подобному плану. Без ответов вся канва фильма рассыпается, превращаясь в набор действий без смысла. Лучше бы сэкономили на костюмах да пригласили нормальных сценаристов и разносторонних консультантов, честное слово…

Но ключевая беда фильма не в этом. Злую шутку сыграла… чрезмерная уверенность создателей фильма в собственных силах.

«На вопрос, что вы знаете о декабристах, обычно получаешь такой набор: Сенатская площадь, убили какого-то генерала, «кажется, Рылеев, какой-то поэт, правда, не читал», да здравствует Конституция, «Звезда пленительного счастья», «Не обещайте деве юной», кого-то там повесили, Пестель, разбудили Герцена, «во глубине сибирских руд», жены декабристов, в общем, всех сослали на каторгу, кажется, на всю жизнь. Таким образом, если вы не окончили истфак, этот винегрет навсегда застыл у вас в голове»
(с) К. Эрнст, гендиректор Первого канала и продюсер фильма

Хотя по итогу фильма вывод напрашивается однозначный: винегрет как раз-таки в голове у создателей. И они были бы дико рады, если бы такой же «винегрет» поселился и в сознании зрителей…

Так, давайте заканчивать с этими киношедеврами.

Это далеко не последний разбор фильмов на запчасти. Во втором эпизоде мы коснёмся фильмов, которые были сняты о ВОВ. А так как эта тема всегда считалась святой, то режиссёры порой радостно топтались на ней, зная, что вызовут народный гнев, то есть привлекут внимание к своему детищу и заработают неплохие деньги.

А посему подписывайтесь на PROmolodeJJ.ru, чтобы не пропустить вторую часть.

P.S. :Никто не спорит, что на дворе век капитализма, и все, в том числе творческая когорта, изыскивает свои методы повышения финансового благополучия. Вот только о чувствах зрителей мало кто из них думает. А аудитории-то каково смотреть экранный бред?..