Глава Дагестана Владимир Васильев устал от занимаемой должности. А сам эксперимент с «чужаком» был признан недостаточно эффективным. Такое мнение об отставке главы Дагестана Общественной службе новостей высказал гендиректор «Института региональных проблем» Дмитрий Журавлёв.
Ранее президент России Владимир Путин подписал указ о досрочной отставке главы Дагестана Владимира Васильева. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен сенатор от Ставропольского края Сергей Меликов. До 2019 года он занимал должность первого замглавы Росгвардии. Васильев после отставки с поста главы Дагестана назначен советником президента.
По мнению политолога, до конца с поставленными задачами Васильев не справился. Это была попытка решения кавказских проблем активными внешними средствами. Традиционно проблемы решались двумя вариантами: назначением лидером одного из местных кланов (это дало некоторый эффект наведения порядка и лояльности к власти, но саму клановую систему Дагестана не изменило) и ставкой на чужака.
«Сначала был местный ставленник Магомедов, затем прислали московского дагестанца Абдулатипова. Эффект получился тот же самый. Как бы он не пытался быть москвичом, но у него там родственники. Проблема клановой структуры заключается в том, что каждый руководитель опирается на своих родных в широком смысле. Потом была попытка прислать чужака. Нельзя сказать, что она провалилась, но полный контроль над Дагестаном Васильев получить не смог. Он сделал очень много и на месте президента я бы его в отставку не отправлял. Если это его решение, то Васильева можно понять, работа неблагодарная. Все местные кланы хотят своего лидера, причем не единого, а каждый - своего. А тут чужак. Но, полагаю, эксперимент признан недостаточно эффективным», − пояснил Дмитрий Журавлев.
Сегодня мы наблюдаем возврат к «местному» руководителю, то есть возвращение к родственным кланам, отметил политолог.
«Я общался и с Абдулатиповым, и с Магомедовым, они чудесные люди, но вынуждены играть по правилам, которые устанавливает общество. А у Васильева была возможность играть по другим правилам, но поэтому у него была минимальная поддержка в республике. Стоило бы продолжить эксперимент, авось новые правила и прижились бы. Но власти решили иначе, назначив врио Сергея Меликова. Снова поменяли принцип. Иначе отставка вообще не имела бы смысла. Власти пытаются найти ключ к Дагестану», − считает политолог.
Попытка поставить «своего парня, но местного разлива» снова не увенчается успехом, уверен Журавлев. И если бы сам Васильев не попросился в отставку, президент постарался бы искать ключик к Дагестану чуть подольше.
«Меликов знает специфику, а если не знает, то помогут узнать − родственники набегут. Чем сильны кланы? У них нет противоречий между первыми и последними. Они руководителей воспринимают не как эксплуататоров, а как тех, за спиной которого ты тоже вырастешь. И клановое единство очень сильное», − подытожил политолог.