1K подписчиков

Первые серферы на Бали

В сухой сезон 1936 года двое молодых американцев только что прибывшие из Сингапура на пароходе, представились другим гостям в отеле «Бали» в Денпасаре как Роберт и Луиза Кок. На самом деле Луиза была женой известного, но склонного к алкоголю и порочным связям, голливудского сценариста Оливера Гаррета. В прошлом году Луиза устав от многочисленных любовных афер Гарретта, решила сбежать с красивым тренером по теннису и фотографом Бобом Коком, который часто зависал в поместье Гаррета на Беверли-Хиллз, тренируя Оливера и его приятелей, в том числе Чарли Чаплина. Возможно даже Чаплин, посетивший Бали в 1932 году, закинул идею о райском острове в голову Боба. Поэтому когда пришла пора покинуть штаты, именно на Бали они с Луизой и оказались, а вскоре решили остаться здесь надолго.

В сухой сезон 1936 года двое молодых американцев только что прибывшие из Сингапура на пароходе, представились другим гостям в отеле «Бали» в Денпасаре как Роберт и Луиза Кок.

В своих мемуарах 1942 года «Наш отель на Бали» Луиза Кок (она вышла замуж за Боба в 1941 году) вспоминала: «На второй или третий день мы выпивали на веранде, и тут откуда не возьмись появилась, коренастая черноволосая женщина в саронге и очках в роговой оправе, говорящая по-английски. Она арендовала нам машину и … показала нам пляж Кута».

Этой женщиной была дико эксцентричная британка Мюриэл Пирсен, известная на Бали как Кетут Тантри – а также как постоянный источник проблем, – но Боб и Луиза с первого взгляда влюбились в нетронутый цивилизацией пляжа Кута и заключили сомнительное деловое партнерство с Тантри, чтобы открыть Kuta Beach Hotel, первый туристический отель на южном побережье Бали.

Боб Кок, которому в то время было 26 лет, был высоким, стройным, очень спортивным мужчиной, который учился в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, прежде чем устроиться на работу в производственный отдел студии MGM, где одним из его первых заданий было поездка на Гавайи в качестве помощника режиссера на съемках фильма 1932 года «Райская птица» с Долорес Дель Рио. Хотя он вырос недалеко от пляжа, это была первая встреча Боба с культурой серфинга, которая ему дико понравилось. Вскоре он уже гонял на больших досках для серфинга из красного дерева вместе с местными серферами в Вайкики. Теперь же, пока они с Луизой засиживались до поздной ночи, попивая джин тоник и работая над дизайном своего будущего отеля, Боб телеграфировал на Гавайи, чтобы его доску для серфинга отправили на Бали грузовым судном.

Фотографии Боба, на которых запечатлены непринужденные обеды и вечеринки с коктейлями на лужайке отеля Kuta Bech Hotel (сейчас там находится ресторан Hard Rock Kuta), рисуют знакомую картину жизни на Бали, хотя изготовленная на заказ бамбуковая мебель выдержана в традиционном гавайском стиле. Именно здесь Боб и Луиза первыми реализовали концепцию курорта на Бали, предлагая сочетание экзотики и комфорта. Серфинг несомненно являлся важной составляющей. Боб сразу оценил потенциал отличных волн на пляже Кута, и еще до того, как с Гавайев на Бали был доставлен его собственный серфборд, он вместе с персоналом вырезал пару более коротких деревянных досок в гавайском стиле алайя, разумно полагая, что они могут быть использованы гостями отеля.

Когда его собственная доска, наконец, прибыла, Боб показал своим молодым балийским сотрудникам как можно серфить на пляже Кута и вскоре они набрались достаточно опыта чтобы обучать гостей отеля основам серфинга.

В отеле у Боба бывали самые разные люди, которые брали уроки серфинга, в том числе по крайней мере одна пожилая аристократическая вдова, как позже писала Луиза: «Из отеля вышла леди Хартелби в черном купальном костюме, ее строгое английское лицо светилось решимостью. Мое сердце замерло. Всего за несколько дней до этого она едва не утонула, если бы Боб вовремя не вытащил ее из воды. Она не умела плавать, ей было около 70, а теперь она хотела заняться серфингом. Я пыталась отговорить ее, но неустрашимый дух Британской империи победил… Снова и снова я толкала серфборд с леди Хартелби в очередную волну на которой она доезжала до самого берега, чего было более чем достаточно для первого дня. Но для леди Хартелби этого было мало. Смертельно уставшая, она хотела поймать еще несколько волн…»

К концу 1937 года когда у Боба и Кетут Тантри возникли серьезные разногласия по поводу ведения бизнеса, она переехала в бунгало на другой стороне пляжа и открыла свой собственный отель, который также назвала Kuta Beach Hotel. Хотя большинство людей знали это место как Manx’s Rooms and Bungalows, Боб подал иск в суд, чтобы запретить ей использовать его бренд, и все еще продолжал тяжбу, когда японцы начали вторжение в Индонезию в 1942 году. Перед началом оккупации Кетут Тантри сбежала на Яву, где начала сотрудничать с японцами и была известна по радио позывным «Сурабая Сью», в то время как Луиза отправилась в Калифорнию, а Боб был призван в армию США и потом перешел на работу в ЦРУ.

В сухой сезон 1936 года двое молодых американцев только что прибывшие из Сингапура на пароходе, представились другим гостям в отеле «Бали» в Денпасаре как Роберт и Луиза Кок.-2

Сразу после войны Боб Кок вернулся на пляж Кута и обнаружил, что его отель сгорел дотла. Единственными оставшимися сувенирами тех лет были его доски для серфинга, которые до сих пор находятся на Бали. Когда Луиза умерла в 1993 году, Боб вернулся в Куту в последний раз, чтобы развеять ее прах в волнах пляжа, который она так любила, – старик, входящий в прибой с небольшой банкой с прахом, не узнаваемый серферами, мчащимися мимо него, отец серфинга на Бали.

Текст: Фил Джаррат, опубликован в The Surfers Journal выпуск 24.4

Перевод: команда kimasurf.ru

Книга Фила Джарратта «Бали: рай и ад», отрывок из которой приводится выше, доступна на Amazon и других книжных магазинах в Интернете.