Найти тему
Семен Сивцев

Демократия - власть наивных. "Плутовство" (1997). Распаковка

Оглавление
"Хороший план сегодня - лучше идеального плана завтра".
"Хороший план сегодня - лучше идеального плана завтра".

Невозможно увернуться от пропаганды. Не включаешь телевизор - ДУДят с ютуба, не читаешь новости - в ватсап спамят, заходишь попки/губки уточкой поглазеть - а они прикрыты флагами!

Каждый человек с которым вступаем в коммуникацию это рупор. Добро бы для своих идей и мыслей, а ведь сплошь чужие - и ведь никогда не признаются. До "победного" будут отстаивать то что им кто-то другой вложил в голову. Как терминаторы, ей богу.

Оригинальное название фильма «Вилять собакой» (англ. «To wag the dog») — идиома: намеренно отвлекать внимание от более важного вопроса к менее значимому. Таким образом, менее значимое событие попадает в центр внимания, заглушая изначально более значимое событие.

Упаковать проект - передать свой замысел так, чтобы другие поняли.
Распаковка проекта - разобрать чужой замысел на составляющие, чтобы научиться на чужом опыте.

Распакуем сначала Главного героя. Потом сам Проект. В конце выводы и Бонус. Поехали!

Осторожно! Разбор содержит спойлеры!

Часть I. Главный герой фильма

Конрад Брин (Роберт Де Ниро) - советник президента по чертегознаеткаким вопросам. Его зовут когда наступает кризис и звиздец нужно кому-то разгребать. Решала или Траблшутер. Его работа состоит в том чтобы найти выход из кризиса, привлекая нужных специалистов.

Достоинства

Верен своему руководителю не смотря ни на что. При этом не выглядит как фанатик, что, на самом деле, еще опаснее.

"Моя честь - это верность" девиз СС
"Моя честь - это верность" девиз СС

Недостатки

Не стесняется в выборе средств для достижения цели, при этом вовсе не хочет разбираться в актуальности этих целей. Чертовски опасное сочетание в комплекте с неограниченными ресурсами и влиянием, которые есть в активе у Самой Сильной Страны Развитого капитализма.

Чем интересен

Загадка - "что ты все-таки делаешь для президента?"

Суперсила - настоящий профессионал. То что называю "Принцип О.О.О.":

- Объективен - видит любую ситуацию через призму цифр и фактов, поэтому его ничего не может напугать.

- Ответственен - четко представляет себе границы того что он может и чего не может. Того же требует и от других.

- Открыт - не отказывается от предложений и рекомендаций, способен допускать любые, даже абсолютно фантастические концепции.

Цели главного героя фильма

Явная цель - как можно дольше сохранить на работе своего работодателя. Где еще он сможет решать задачи такого масштаба и реализовать весь свой потенциал?

Не явная цель - быть нужным. Как и всякий профессионал он не может не делать то чем занимается. Его талант для него и "настоящая награда", и проклятие - потому что просто так отказаться от такой дозировки трудоголизма чертовски сложно.

Препятствия

1. Президента США обвиняют в харрасменте (а ведь фильм запустили до Клинтона с Левински!).

Нужно выиграть время, поэтому президент "заболел" в зарубежной поездке. Выигранные сутки Конрад Брин использует чтобы разработать план отвлекающего от скандала маневра.

2. Противник по президентским выборам собирается использовать сексуальный скандал, чтобы выиграть.

Конрад Брин придумывает войну с Албанией (еще до бомбардировок Югославии в 1999!). Для проработки деталей и реализации проекта привлекает высококлассных специалистов.

3. Противник "закончил" "войну".

Привлеченный специалист придумывает "героя" "войны", которого нужно спасти из плена и вернуть домой.

4. "Герой" "войны" убит.

Команда Брина презентует шикарные похороны. Каждый кризис они используют для того чтобы еще выше поднять рейтинг действующего президента - чем больше проблема, тем больше выигрыш.

5. Продюсер решает открыть правду. Было видно весь фильм как бедолага жаждет признания, а не должности посла. Не ту профессию он выбрал - удел руководителя проекта оставаться в тени, "как сантехник".

Излишне амбициозный член коллектива, тянущий одеяло на себя и тем самым ставящий под угрозу цели проекта, "уволен". Навсегда. Тихо и без скандала, со всеми почестями.

6. Капризы президента. Когда "важный" человек никак не участвует в том что вокруг него происходит, то он это, как правило, компенсирует всякими дурацкими дополнениями и указаниями.

Все прихоти выполняются, благо они не идут в во вред. Когда же нужно было настоять на своем (отказался читать слезливую речь) - решили с помощью фокус-группы.

Что на кону для главного героя?

Главный страх Конрада Брина никак в фильме не обозначен, остается только предполагать, что если для него хорошо проделанная работа сама по себе является наградой, то самым большим наказанием для него может представляться безработица. Как Шерлок Холмс, который в периоды без заказов депрессировал под веществами и ныл что преступный мир измельчал.

Часть II. Проект "Переизбрание президента"

Еще до Кристофера Нолана ("Начало" и "Престиж") Барри Левинсон знал толк в том как мастерски можно внедрить идею в чужую голову. Это я так политкорректно обозвал разводку. По сути, маркетинг - тоже ложь. Мы, как минимум, обещаем одно, а стараемся дать больше - чтобы сработало сарафанное радио. Да и человек так устроен, что для того чтобы удовлетворить истинную потребность, приходится прикрываться совершенно другой. Это как "поехали ко мне, кино посмотрим", ну ты знаешь, короче говоря, о чем я.

1. Идея проекта

Цели проекта (оригинальность):

- явная: отвлечь избирателей от сексуального скандала маленькой победоносной войной с Албанией.

- не явная: сплотить нацию под угрозой внешнего врага.

Жанр: серия репортажей для СМИ.

Внятность и острота конфликта: осталось всего 11 дней до выборов президента, рейтинг действующего президента под угрозой.

Кому проект облегчает жизнь: нужно помочь американскому патриоту с активной жизненной позицией самовыразиться

Актуальность: до этого "маленькие победоносные войны" уже помогали президентам США переизбираться

2. Целевая аудитория

Потребители:

  • электорат США - люди живущие скучной жизнью, которым нужен Большой повод прикоснуться к чему-то Значительному.

Посредники:

  • корпорации, которые производят "мерч" "войны".
  • политики в регионах, которые ставят памятники героям "войны" и т.д.

Группы влияния:

  • СМИ
  • Джеймс Белуши (оказывается, и в реальности албанец)

3. Кастинг (с кем работает)

  • Бесконечные ресурсы аппарата президента США - деньги, логистика, доступ к информации, к Библиотеке Конгресса и т.д. и т.п.
  • Прикормленные журналисты, готовые "подыграть" проекту
  • Команда профессиональных голливудских шоуменов во главе с амбициозным продюсером Стенли Мотсом (Дастин Хоффман).
  • Секретная служба (конкурент ЦРУ).
  • Армия США.

4. Референсы (ориентиры)

  • По структуре проекта - классический трехактный голливудский блокбастер. Со своим саундтреком, завязкой, интригой, развязкой, главным героем, проработанным мерчем и пр.
  • По содержанию идеи - как все предыдущие "маленькие победоносные войны".
  • По настроению - как на предыдущих проектах Стенли Мотса, тоже подкидывающим неожиданности.

5. Бюджет

Расходы: на одни только мелкие расходы 20 000 USD из кармана налогоплательщиков.

Доходы:

  • мерч "Fuck ALbania", "People 303" и пр.
  • саморазогревающиеся бургеры от Burger King
  • и пр.

6. Продвижение

УТП - "Защитим границы!", "Вернем героя домой!" и др. лозунги транслируемые по центральным каналам и газетам.

Экспозиция - саундтрек под каждый этап, тщательно срежиссированные встречи с народом, видеорепортажи с голливудскими спецэффектами, патриотические "флешмобы" и пр.

Особенности сделки - абсолютная секретность под страхом смерти для участников проекта и адекватное вознаграждение. Для потребителей проекта - возможность отдать свой голос за победу демократии не только в своей стране.

Следующий шаг - Нобелевская премия мира для президента.

Часть III. Выводы

Как на самом деле - никогда не узнаем все равно
Как на самом деле - никогда не узнаем все равно

1. "Будешь идти за правдой, ноги сотрешь до попы" (с). Всей правды о том как все на самом деле происходит мы не узнаем никогда. Истории успеха описанные биографами и самими "героями" - это всегда субъективная картина. Поэтому важно все подвергать разумному сомнению, если решаешь практические задачи, опираясь на чужой опыт. Слишком много сил и средств вкладывается на то чтобы мы всё воспринимали эмоционально, а не рационально. Когда включаются эмоции, почему то мозг отключается.

2. Любая группа людей намного глупее, чем каждый человек в отдельности. Много раз на себе испытывал... и на других тоже.

"Люди в черном" (1997)
"Люди в черном" (1997)

3. Руководитель проектов - работа не для славы. Все шишки твои, а вся слава главному герою проекта. Единственная награда - хорошо сделанная работа и еще один кейс, который приближает тебя к Профессионализму. Копишь-копишь опыт, что-то начинаешь понимать и всё - либо пенсия, либо новый никогда не виданный до этого кризис (что чаще).

4. Чем лучше проработан проект, тем проще его адаптировать под нежданчики. А нежданчики обязательно будут - 100%. Война с Албанией изначально задумывалась как 3х-актное действие, хотя рассчитывали только на 1, в итоге все 3 акта и пригодились. Ни один план/проект/замысел не может воплотиться так как задумывался - с первого шага все обязательно пойдет по звезде. Смысл планирования не в том чтобы все предусмотреть, а избежать откровенно грубых просчетов.

5. Только когда хорошо проделанная работа сама по себе награда, можно достаточно долго копить свой опыт. Смысл ведь в том чтобы сам процесс получения результата нравился не меньше самого итога работы. А если что-то не умеешь/не нравится/не интересно - любых специалистов можно найти и привлечь. Была бы задача Грандиозная. Все профессионалы обожают Грандиозные задачи. Только не путай их с "прожектами" - профессионалы ненавидят дилетантов.

БОНУС!

Редкий случай, когда две противоборствующие стороны обсуждают ход реально проходившего боя. Так ведь практически никогда не бывает.