Ники Лауда. Чемпион, возродившийся из пепла

939 прочитали

Любителям автомобилей, неутомимым самостоятельным ремонтникам и, конечно же, самым разным водителям – привет!

===============

Будучи школьником и увлекаясь музыкой, я прочитал интервью с Джорджем Харрисоном, одним из легендарных "Битлов". Музыкант рассказывал, что его друг, знаменитый автогонщик Ники Лауда попал в серьёзную аварию...

Так я впервые узнал об одном из величайших спортсменов своего времени,

Андре́ас Никола́ус (Ни́ки) Ла́уда (Andreas Nikolaus «Niki» Lauda), родился 22 февраля 1949 года в Вене, столице Австрии.

Семья Ники не разделяла его увлечения автоспортом и отказала ему в финансовой поддержке. Его карьера развивалась тяжело, заметных перспектив выступления в более, чем любительских гоночных сериях у него не было.

Осознав, что нужно что-то резко менять, Лауда взял большой кредит в банке и купил себе на сезон 1971 года место в команде «March Engineering», выступавшей в Формуле-2.

После успешных выступлений, Ники был замечен владельцем команды Робином Хердом, и Лауда был приглашён выступать также в Формуле-1 (команда «Марч» выступала в двух сериях сразу).

Талант Лауды проявился по-настоящему лишь тогда, когда его партнёр по команде BRM Клей Регаццони перешёл в 1974 году в команду Феррари, и её владелец, Энцо Феррари, поинтересовался у него, что он думает о Лауде. Регаццони высказался положительно, и Феррари подписала контракт с Лаудой на сезон 1974 года. Это был первый сезон, когда Ники стали платить достаточную сумму, чтобы он мог расплачиваться со своими долгами.

Лауда пилотирует Ferrari 312 T2, 1976 год (с) CC BY-SA 2.0 de
Лауда пилотирует Ferrari 312 T2, 1976 год (с) CC BY-SA 2.0 de

В итоге титанического труда становится чемпионом мира 1975 года.

Еще одним примечательным событием стал Гран-при Германии на Нордшляйфе, где в квалификации «Рекорд трассы» он выехал первым из семи минут.

В 1976 году в Нюргбургринге австриец, в активе которого 5 побед, опередил на 35 очков Джеймса Ханта и успешно шел к своему второму чемпионству, но ...

АВАРИЯ 1 августа 1976 года.  Гран-при Германии, проходившем в Нюрбурге. (с) Фото: Общественное достояние
АВАРИЯ 1 августа 1976 года. Гран-при Германии, проходившем в Нюрбурге. (с) Фото: Общественное достояние

На втором круге гонки машина Лауды сорвалась с трассы, вероятно, из-за неисправной задней подвески, ударилась в ограждение, загорелась и вылетела обратно на трассу, где оказалась на пути ехавшего сзади Брета Ланджера, который на высокой скорости врезался в машину Лауды.

Ланджер смог быстро выбраться из своей машины, а Лауда зажало в кокпите. Ланджер и подъехавшие к месту аварии немного позже Артуро Мерцарио, Харальд Эртль и Гай Эдвардс пытались достать Лауду из горящей машины, но получилось не сразу.

Лауда получил обширные ожоги головы и, кроме того, некоторое время вынужден был вдыхать токсичные продукты горения. Хотя он был в сознании и даже пытался встать после того, как его извлекли из машины, позже в больнице Ники впал в кому, и врачи сомневались в том, что он выживет.

Прошло всего лишь полтора месяца, и гонщик с окровавленной повязкой на голове вновь ринулся в бой, финишируя четвертым.

Следующей победой стало место на подиуме в США. На последнем этапе, который состоялся в Японии, соревнования проходили под проливным дождем. Лауда по собственной инициативе прекратил гонку на втором круге. Свой поступок объяснил тем, что жизнь для него дороже любых титулов.

С этой минуты в глазах фанатов он превратился в труса. Болельщики забыли о том, что совсем недавно Лауда пострадал от аварии, находясь на грани жизни и смерти.

Эти события были положены в основу сюжета фильма «Гонка», снятого в 2013 году.

В середине сезона 1977 года, он объявил о своём намерении покинуть команду Феррари после конца сезона. В двух последних гонках сезона Ники Лауда не участвовал, но, несмотря на это, набранных очков ему хватило для того, чтобы второй раз стать чемпионом.

В сезоне 1978 года Лауда, одержав лишь две победы, занял в чемпионате четвёртое место. Одна из этих побед (на Гран-при Швеции) была одержана на машине Brabham BT46, использовавшей радикально новый дизайн, включавший в себя большой вентилятор, который, как утверждали создатели машины, использовался для охлаждения двигателя, но, как было позже установлено, вентилятор использовался для удаления воздуха из-под днища машины и увеличения прижимной силы. Эта машина провела лишь одну гонку, после чего использование такой технологии было запрещено.

Сезон 1979 получился полностью провальным из-за постоянных технических проблем, которые преследовали команду, и Лауда смог набрать в чемпионате всего 4 очка. Перед Гран-при Канады 1979 года Лауда объявил о завершении карьеры гонщика.

В 1980 году Лауда основал свою авиакомпанию Lauda Air. Но бизнес шёл не очень успешно и Лауда посчитал, что поспешил с завершением карьеры гонщика. Перед сезоном 1982 года он занял место пилота в команде "McLaren".

Сезон 1984 года начался противоречиво — в первых восьми гонках Лауда одержал две победы и один раз занял второе место, но остальные пять гонок не смог закончить из-за проблем с машиной. Но команде McLaren удалось к середине сезона устранить недостатки машины, и Лауда смог выступать гораздо стабильнее.

Он одержал ещё три победы, три раза занимал вторые места и в итоге в третий раз в карьере выиграл чемпионат мира.

Сезон 1985 года снова был омрачён многочисленными техническими проблемами, и большинство гонок Лауда закончить не смог. Он выиграл лишь одну из гонок и снова занял лишь десятое место в чемпионате.

После этого он второй раз объявил о завершении карьеры гонщика, на этот раз окончательно.

В 1985 году Лауда вновь вернулся к управлению своей авиакомпанией Lauda Air. В 1999 году он продал контрольный пакет акций, а 2003 году - остаток своей доли, и основал другую авиакомпанию — Niki.

В 2001 году компания Форд пригласила его на должность спортивного директора команды Формулы-1 Jaguar Racing. Однако, под его руководством команда не смогла добиться сколько-нибудь значительного прогресса, и после сезона 2002 года Лауда покинул этот пост.

Некоторое время Ники Лауда комментировал гонки Формулы-1 и другие происходящие в автоспорте события для немецкого телеканала RTL. Он считался экспертом по автоспорту, его высказывания широко цитировались спортивной прессой.

19 июля 2008 Лауда принял участие в гонке BMW M1 Procar Revival, которую выиграл.

За период с 1976 по 1986 год Ники Лауда написал 4 книги об автоспорте и своей карьере в нём. Редактировать книги ему помогал австрийский журналист Герберт Фолкер.

Ники остался в роли эксперта и журналиста, а потом и исполнительного директора Mercedes AMG, завоевав с командой пять титулов на этом посту.

Его личная жизнь, как и карьера, была наполнена захватывающими событиями:

Впервые Андреас Николаус Лауда  женился в 1976 году. Женой Ники Лагуды стала красавица Марлин Кнаус. В этом же году Ники Лауда попал в страшную автокатастрофу, которая произошла во время соревнований. В течение полутора месяцев шла борьба за его жизнь, и все это время его жена Марлин не отходила от него ни на шаг.

От первого брака с Марлин у него родилось двое детей. Матиас пошел по стопам отца и стал гонщиком, брат Лукаш — его менеджером.

Брак Ники Лауды и Марлин продлился пятнадцать лет.

Также у него есть сын Кристоф, рожденный вне брака.

В 2008 году Ники женился на Биргит Ветцингер, с которой они до этого встречались. Биргит была стюардессой в авиакомпании Ники Лауды.

В одном из своих интервью гонщик признался, что вторая жена в корне изменила его жизнь. Биргит спасла Нику Лауду, отдав ему собственную почку.

В 2009 году в возрасте 60 лет Ники снова стал отцом. Молодая жена Биргит порадовала его рождением близнецов – мальчика и девочки.

Андре́ас Никола́ус (Ни́ки) Ла́уда  мог многое вспомнить... (с) Фото: Shutter Stock
Андре́ас Никола́ус (Ни́ки) Ла́уда мог многое вспомнить... (с) Фото: Shutter Stock

Из-за аварии на Нюрбургринге в 1976 году, Лауда вдохнул много токсичных материалов, что привело к осложнению легких, тогда эта ситуация не выглядела столь критичной и гонщик продолжал жить обычной жизнью, но это оставило свой отпечаток на последующих событиях.

В 1997 и 2005-м Лауда перенёс операции по пересадке почек.

В июле 2018 Ники Лауда заболел воспалением лёгких.

1 августа. Врачи приходят к выводу, что Лауда проживёт от трёх до семи дней, если срочно не провести пересадку лёгкого.

2 августа. Сложная операция продолжается более шести часов. Работает группа из десяти хирургов под руководством профессора Университета Вальтера Клепетко и его коллеги Конрада Хеценекера — удаляются оба (!) лёгких, вместо них пересаживаются донорские. В 15 часов операция завершается.

3 августа. Утренний осмотр и анализы показывают, что трансплантация прошла успешно. Сердце и почки работают, новые лёгкие не отторгаются. После полудня врачи выводят Ники из состояния искусственной комы, он просыпается и начинает дышать самостоятельно.

После операции по трансплантации Ники Лауда в большом количестве принимал иммунодепрессанты, чтобы избежать отторжения легких. В результате лекарства подавили работу иммунной системы, что сделало организм Лауды более уязвимым к различным инфекциям и привело к заболеванию гриппом.

8 января 2019 года сообщается о том что у Ники Лауды осложнения из-за гриппа.

17 января по информации австрийской прессы, Ники Лауда покинул венский госпиталь, где проходил лечение от гриппа, чтобы не допустить осложнений, связанных с недавней трансплантацией лёгких.

20 мая 2019 года умер Ники Лауда из-за осложнений после болезни.

Это был чрезвычайно смелый, честный, осторожный, ироничный, но неуживчивый человек. Он довольно равнодушно смотрел на награды, все свои кубки за победы в Гран-при хозяину гаража рядом со своим домом в обмен на то, чтобы его машину мыли бесплатно.

Примерно так же он относился к случившейся с ним аварии — например, он однажды сказал, что после потери половины уха ему стало легче пользоваться телефоном.

Лауда всегда говорил то, что думает. Известен случай, когда во время тестов перед сезоном 1974 года он заявил Энцо Феррари, что построенная командой машина — «кусок дерьма», но он попробует довести её до нормального состояния в дальнейших тестах.

Об его осторожности говорит тот факт, что он по собственной инициативе из-за дождя прекратил гонку в Японии на втором круге. Свой поступок объяснил тем, что жизнь для него дороже любых титулов, а его оппонент стал чемпионом мира с отрывом в одно очко.

Впрочем, не мне судить этого человека...


----------------
Спасибо, что дочитали. Оказывается, рост подписчиков, комментарии и пальцы вверх - важно для развития канала. Не люблю просить, но придется это сделать. А чтобы всегда быть в курсе очередного накаляканного "шЭдевра", можно подписаться на канал ;-)