Друзья, благодарю всех за присланные донаты. Надеюсь на вашу поддержку развития канала и впредь.
Для начала позволю себе небольшое лирическое отступление по поводу современного состояния писательства, а потом перейду к сравнению со значением, которое придавалось литературному труду при Сталине.
Не секрет, что многие авторы «Дзена» - это бывшие писатели (хотя бывших писателей не бывает) или журналисты. В последнее время на «Дзене» все чаще можно встретить заголовки, вроде: «Я ухожу». За которыми следует печальная констатация факта: «а уходить-то некуда». Причем пишут это, как правило, относительно успешные и талантливые авторы – «тысячники». Не будем вдаваться в причину «исхода», она и так понятна. Ну, не вписались со своими текстами в модные тренды и не заработали на мороженое. Лично я, в последнее время наблюдаю только один канал, который растет как на дрожжах, посвящен он уголовной тематике. А тем, кто не в тренде: добро пожаловать в: бесплатный ЖЖ, копирайтеры, рерайтеры. Если вы, конечно, на правах «литературных негров» не готовы писать женские любовные романы или низкопробное фэнтези (эти направления пока на плаву). Если нет, литературное творчество становится для вас бесплатным хобби. А большинству начинающих авторов предлагают вместо гонораров издавать свои книги за свой счет.
А вот пример того, как дело обстояло при Сталине. Из воспоминаний Юлиана Семенова. Пришел как-то раз министр финансов СССР Арсений Зверев (дело было уже после войны) на доклад к Сталину и стал жаловаться на слишком высокие гонорары советских писателей. Сталин ему задал вопрос: «Стало быть, получается, что у нас есть писатели-миллионеры? Ужасно звучит, а, Зверев? Миллионеры-писатели…».
«Ужасно», - ответил Зверев, подумав, что угодил вождю. «Ужасно, товарищ Зверев, - ответил ему Сталин, - что у нас мало писателей миллионеров… Писатели – это память нации. А что они напишут, если будут жить впроголодь?»
Зверев растерянно молчал. А Сталин развил свою мысль, сравнив министра с завистливым крестьянином, который только глотку на собраниях драть готов, а работать, как его усердный сосед не хочет.
И Сталин не раз защищал писателей от нападок. Однажды глава писательской парторганизации Поликарпов пожаловался вождю, что ему трудно работать с писателями. Дескать: «один – пьет, другой – гуляет, третий – плохо пишет, четвертый – вообще не пишет». На что Сталин ответил: «Других писателей у меня нет. Будем работать с этими». В результате при Сталине выросла целая плеяда выдающихся литераторов. Перечислять их всех не буду, достаточно назвать Шолохова, Фаддеева, Бориса Полевого.
Автор "Тихого Дона" Михаил Шолохов
Да и многие «гонимые» писатели, чувствовали себя при Сталине весьма вольготно. Например, Пастернак неоднократно выдвигался при Сталине на нобелевскую премию. А его «травля» началась уже при Хрущёве. Когда началась травля Михаила Булгакова, Сталин лично позвонил ему и предложил устроиться во МХАТ. При этом Сталин внимательно следил за творчеством каждого автора, был в курсе почти каждой новинки. Писатели получали материальную поддержку: хорошие тиражи и гонорары, различные социальные блага и сталинские премии. Даже Агния Барто с ее: «наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…» получила Сталинскую премию 2-й степени.
Конечно, были и писатели, пострадавшие в годы правления Сталина, но это были, скорее, исключения из общего правила.
Если Вам понравилась эта статья, предлагаю ознакомиться с публикациями моего канала схожей тематики:
Эта штука посильнее «Фауста» Гёте Ссылка:
https://zen.yandex.ru/media/stalin_tt/eta-shtuka-posilnee-fausta-gete-5f78828471c44f08291625fc
Сталин: опера, драма, балет Ссылка:
https://zen.yandex.ru/media/stalin_tt/stalin-opera-drama-balet-5dbae8f7a06eaf00b2282c8c
Сталин как поэт Ссылка:
https://zen.yandex.ru/media/stalin_tt/stalin-kak-poet-5dac8f0378125e00ad552da2
Спасибо за прочтение. Если заинтересовал, заранее благодарю за лайки, репосты, добровольные взносы на развитие канала, подписки на канал и комментарии.