Сын пролетария, Николай Рыжников не пошёл на Верх-Исетский завод ковать железо, а устроился сторожем метеостанции Уральского Общества Любителей Естествознания. Приметив неприметного паренька, почётный секретарь Общества Онисим Клер определил Рыжникова препаратором музея УОЛЕ. В ту пору, в учёных кругах Екатеринбурга, дебатировался вопрос жил ли человек в каменном веке на Урале или заселение Урала наступило позднее. Народная молва о Чуди белоглазой на этот вопрос ответа не давала. Между тем, одно из первых воспоминаний о Чуди встречается в сочинении монаха Григория Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», написанном в Тобольске в 1715 году. Легенда гласила, что некогда на Урале жил народ Чудь. С появлением русских, раздался звон колоколов. Чудь взволновалась. Принять православие и жить по законам Белого царя ей не хотелось. Тогда, забрав пожитки, Чудь ушла в леса, нарыла там землянки, покрытие которых держалось на столбах. Когда русские пришли в леса, Чудь подрубила столбы своих землянок и «себя заморила». Погибло и всё добро, унесённое в убежища. По представлению крестьянства, различные вещи, попадающиеся в земле, являются остатками чудского имущества. Курганные захоронения, которые раскапывали искатели золота - «бугровщики», содержали человеческие останки и вещи, сопровождавшие умерших в мир иной. Находки в курганах вторили легенде о самоистреблении Чуди. В 1873 году, ученик Екатеринбургского реального училища Алексей Брюханов на Первом Карасьем озере нашёл заготовку топора. Этот каменный вестник из эпохи бронзы подтолкнул учёных к развёртыванию поисков. В 1878 году, горный инженер Ф.Ю. Гебауэр провёл раскопки одной из пещер на реке Пышме. Находки в пещере относились к раннему неолиту. На Урале начался археологический бум. Только на землях заводоуправлений, в особенности в районах богатых золотосодержащими породами, раскопки были запрещены. Потрошить убиенных представителей уральской фауны и готовить чучела для музея УОЛЕ Рыжникову наскучило. Душа рвалась на поиски чудских сокровищ. Рыжников и другие археологи - любители копали «канавами» до «плотика» т.е. до плотной глины, до материка. Целью раскопок была добыча вещевого материала. Найденное уходило в частные коллекции. В сбыте вещей, имевших ходовую цену, особенно преуспел горный инженер Сержпутовский. «Пан инженер» отправлял в родную Варшаву так называемые «отборные остатки» - наиболее ценные находки. Археолог Елизавета Берс ставила Рыжникову чуть ли не в заслугу, что он, будучи абсолютно не грамотным, раскопал множество памятников. Открытые Н. Рыжниковым разнородные памятники для современной науки, по мнению Е.М. Берс, значения не имеют и нуждаются в дополнительном обследовании. Замечу, что на двух жертвенных местах у озера Островистого, близ выселка Газета, рыжниковской рабочей артелью грунт основательно перелопачен, все находки взяты, «обследовать» нечего. Металлоискателем найден только обломок рыжниковской кайлы. В молодости я искал группу курганов возле болота Возгоново. Наездом, в течение ряда лет, по квадратам, была исследована местность у села Каменно-озёрского Богдановичского района. Курганы оказались совсем не там, где указывал Рыжников. Обнаружив более ста археологических памятников, накопав не один пуд уникальных артефактов, Н.А. Рыжников остался в плену наивных представлений относительно первожителей уральского края.