Музыканты ЧССР, как и в других странах Восточного блока, в середине ХХ века сталкивались с искусственно создаваемыми препятствиями для свободы их творчества. В одних случаях они их успешно преодолевали, в других - эмигрировали, а в иных случаях - они сами себе создавали проблемы. Как бы то ни было, эти артисты оставили заметный след в истории популярной музыки своей страны. Некоторые из этих имен мы вспомним сегодня.
Judita Čeřovská
Ее родители жили недалеко от Праги, в протекторате Богемии и Моравии. За то, что они слушали иностранное радио, их посадили в тюрьму на несколько месяцев.
В Федеративной Республике Германии она давала концерты, а также руководила телевизионной программой. Она добилась успеха и в других европейских странах. В 1967 году она пела с некоторыми чехословацкими коллегами-музыкантами, в том числе с Карелом Готтом, на Всемирной выставке EXPO в Монреале.
František Krištof Veselý
Словацкий актер, певец, режиссер. В период существования Словацкого государства напел несколько пластинок танго для немецких фирм Telefunken и Polydor. После Второй мировой войны был арестован и некоторое время работал в трудовом лагере в Новаке.
Он стал одним из основателей театра Новой сцены в Братиславе, В театре Новой сцены он работал с 1946 по 1964 годы. В архивах словацкого радио хранится более двухсот пятидесяти его песен.
Marta Kubisova
Символ пражской весны 1968 г , а также - кумир чехословацкой молодежи 60-х . Несмотря на то, что Кубишова успела дважды получить «Золотого соловья» (1966 и 1968 гг.) и прославиться с песней «Молитва для Марты», за активную гражданскую позицию после событий 1968г против певицы сфабриковали компромат, запретив творческую деятельность. Позже Марта выиграла суд , но запрет на творческую деятельность остался в силе до конца 1989 г.
Karel Kryl
Один из ярких представителей «чешской антикоммунистической протестной песни». В народе также имел неформальный титул «поэт с гитарой». Из-за проблем с властями во время "нормализации" (1969—1989) Карел Крыл выступает на фестивале авторской песни в ФРГ, где и просит политического убежища. Затем - жил в ФРГ и работал в редакции радиостанции «Свободная Европа». Крыла неоднократно сравнивали с Владимиром Высоцким, Дином Ридом и Бобом Диланом.
Yvonne Přenosilová
Благодаря стилю пения её часто сравнивали с американской певицей Brenda Lee.
В 1968 году она подписала петицию Двух тысяч слов в поддержку «Пражской весны», затем эмигрировала через Австрию и Великобритании в ФРГ за своими родителями.
В Мюнхене, где жила 26 лет, безуспешно пытались сделать карьеру под именем Yvonne Silova. Сначала работала в компании British Airways в Германии, позже стала редактором Радио Свободная Европа и сотрудничала с Карлом Крылем (Karel Kryl).
В 1994 году она снова вернулась в Прагу.
Petr Novák
Чешский рок-певец и композитор, основатель группы «George and Beatovens»; его песня «Я буду ходить на цыпочках» сразу же после первой трансляции обрела популярность и держалась в хит-параде полтора года.
1948 год (год создания ЧССР) его семья перенесла очень трудно, что на всю жизнь предопределило отношение Петра к коммунистическому режиму. В 1969 году на фестивале «Братиславская Лира» Петр Новак спел песню и объявил минуту молчания в память Яна Палаха. После этого эпизода в его карьере начались сложности. Огромная популярность сделала невозможным запрет его концертной деятельности. Однако, новая, более консервативная администрация, которой не нравилась музыка артиста с её западными влияниями, способствовала тому, что местные и национальные эстрадные заведения не привлекали Новака для выступлений.
Пётр был заядлым курильщиком, страдал алкоголизмом и анорексией, часто ломал кости. Он скончался в 1997 году во сне. По официальной версии - из-за сердечного приступа и полного истощения организма. По другой версии - от отравления неизвестным веществом X-49.
Eva Olmerová
Одна из величайших чешских джазовых певиц всех времен. В 1951 году, в свои семнадцать лет, она была арестована чехословацкой Службой государственной безопасности в связи с политической деятельностью ее деда и военной службой ее дяди Отмара Кучеры в качестве командира 313-й эскадрильи RAF. В полицейском участке она подверглась унижающему достоинство обращению: ее заставили раздеться, а затем допросили. Позже, в 1958 году, она напала на полицейского, ударила его и была заключена в тюрьму на четырнадцать месяцев.
В 1962 году композитор Карел Мареш предложил ей сотрудничество с театром "Семафор". Ольмерова согласилась, но это многообещающее начало было сорвано, когда ее "криминальное прошлое" было раскрыто в анонимных письмах. Если бы ее исполнение песни Mareš Jsi jako dlouhý most ("Ты как мост, такой длинный") не принесло ей победу в чехословацком песенном конкурсе Hledáme písničku pro všední den ("В поисках песни для буднего дня"), ей было бы запрещено выступать на публике в Праге.
К концу 1963 года официальные ограничения, наложенные на карьеру Ольмеровой, были ослаблены. В 1967 году она вернулась в театр "Семафор". Она получила широкое признание критиков и была приглашена выступить в Западной Европе, но чехословацкое музыкальное агентство Pragokoncert, тесно связанное с коммунистическими властями, отказало ей в необходимом разрешении на поездку из-за ее "ненадежности".
От огорчения Ольмерова начала применять фенметразин в сочетании с алкоголем - она обратилась за психиатрической помощью, но употребление алкоголя и наркотиков будет продолжать преследовать ее карьеру. В 1972 году Ева в пьяном виде разбила «Вартбург», позаимствованный у джазового басиста Людека Хулана, была арестована и приговорена к десяти месяцам тюрьмы. Живые выступления становились все более проблематичными из-за ее алкоголизма.
Ева Ольмерова приветствовала падение коммунистического режима в 1989 году и посетила Вацлава Гавела, с которым была знакома с 1963 года, в Пражском Граде, но ее здоровье было разрушено.
Источник: Музыканты Чехословакии: Трудный путь к славе