В первое воскресенье октября традиционно отмечается День учителя. Мы на пару тоже решили вспомнить учителей в советском кино, тем более, что и сами получали в своё время педагогическое образование. Пусть наша подборка будет ограничена фильмами, созданными с конца 1960-х и вплоть до конца 1980-ых годов. Хотя бы по той причине, что нам проще представить себя на месте школьников тех лет. Кроме того, мы решили учитывать лишь те фильмы, где педагог показан на рабочем месте - в школьном кабинете и на уроке, а не просто обозначен, как "представитель одной из мирных профессий", вроде Наденьки Шевелёвой из "Иронии судьбы".
- Практически не вызвало сомнений, что начать лучше всего с учителя истории Ильи Семёновича Мельникова из кинофильма "Доживём до понедельника". Возможно, кому-то покажется, что Мельников излишне сдержан и эмоционально сух (характер нордический), а в советскую педагогику он, подобно Штирлицу, скорее внедрен согласно глубоко разработанной легенде. И всё таки, образ созданный Вячеславом Тихоновым, первым приходит на ум, когда начинаешь вспоминать фильмы о школе. Классика как держать себя в классе.
- Если задачу научно-фантастического жанра иногда утилитарно понимали в том, чтобы "позвать молодежь во ВТУЗы", то, наверняка, после фильмов о школе возможно было ожидать приток абитуриентов и в педвузы, и в науку вообще, ибо "ученье - свет". Если так, то с этой задачей справился герой картины "Большая перемена", тоже учитель истории - Нестор Петрович. Этот предмет у него начал "сечь" даже такой недалекий ученик как Петя Тимохин, что с пролетарским напором направил стопы прямиком в аспирантуру .
- На фоне суровых (но справедливых) мужчин, открывших киноподборку, очень милым контрастом смотрится преподаватель начальных классов Анна Сергеевна из детского фильма "Внимание, черепаха" в исполнении Ирины Азер. Разве плохо, если первая учительница окажется именно такой трогательно заботливой и если о чём и готовой говорить всерьёз, то только о сказках. Первый раз в первый класс, в данном случае, попадает и она сама, только не в совсем привычной роли.
- Валентина Распутина сложно заподозрить в очернении советской действительности и экранизация его повести "Уроки французского" даёт возможность взглянуть на несколько иное понимание роли учителя, преобладавшее ещё за 2-3 десятилетия до той близкой нам современности 1970-80-х. В послевоенное время всё было гораздо строже - и педагог, образно говоря, был застегнут на все пуговицы, и школьники тоже. И дать слабину не позволялось даже вне стен образовательного учреждения. И когда учительница Лидия Михайловна с сочувствием, по-человечески отнеслась к своему ученику, тут как тут рядом оказался всевидящий директор и навёл порядок в понимании того времени. А героине пришлось уволиться.
- Героиня следующего фильма тоже немного не в своей тарелке, даже на приведенном кадре она на фоне уравнений, хотя гуманитарий - учитель литературы, - но только в школе с сильным физико-математическим уклоном. Из-за этого, в частности, она не может как преподаватели "точных наук" говорить со своими несовершеннолетними гениями на их языке, в должной мере не владея матаном . Тем не менее Антонина Сергеевна, она же Анна де Бейль, леди Кларик, Шарлотта Баксон и графиня де Ла Фер, нашего кино аристократически держит марку. Физики, во всяком случае, под впечатлением.
- Предмет, изучение которого было кошмаром для многих из нас, хотя именно из школьных классов мы вынесли убеждение что "математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит", лучше всего проходить под руководством такого учителя как Траратар. Он же Семён Николаевич, тонко сыгранный Евгением Вестником. Жаль, что мой учитель математики (точней учительница, а ещё завуч школы) Зоя Константиновна, нисколько не походила на этого несколько фантастического педагога.
- Постановка Михаила Козакова "Если верить Лопотухину", которая уже попадала в поле зрения нашего канала, тоже выделяется ярким типажом. Юрий Леонидович, персонаж Леонида Броневого, на контрасте с вечным своим киноантагонистом, настоящим полковником Тихоновым, весь соткан из противоречивых эмоций. Не просто учитель, но директор школы. Высший авторитет, призванный разобраться даже в аномальных явлениях, если таковые случаются на вверенной ему территории.
- А вот ещё один математик, правда, совсем не "сухарь", напротив, душевнейший Валентин Дмитриевич (за глаза - Митя), олицетворение принципиально иного подхода к работе с детьми, через общие интересы, дела, в которых педагог воспринимается скорее как старший товарищ. Ради того, что бы с таким пойти в поход, можно и математику подтянуть.
- Ближе к концу сегодняшней подборки поместим еще одну "математичку" - Марию Васильевну Девятову из картины "Розыгрыш". В фильме этот персонаж играет роль некоего моста, от прошлого в будущее, педагог старой, ещё послевоенной, закалки, для которого песенка про стрижей, вроде и не плоха, но слишком уж "ни о чём". И, вроде бы в финале картины, под звуки нестареющего вальса, нам дают понять что это уходящий тип, пора уже работать по-новому, или уходить на покой, но что-то не сложилось. И на наш век, и детям нашим ещё досталось от похожего подхода.
- Марине Яковлевой довольно часто доверяли играть молодых учительниц в младших классах (да и воспитательниц в детских садах тоже, но это отдельная тема) как в кино, так и в "Ералаше" и потому она вполне достойна звания "заслуженного киноучителя". В этом своеобразном амплуа она впервые появилась в 1980 году - в роли старшей дочери семьи Кругловых в фильме "Однажды 20 лет спустя" - и можно сказать символизирует то самое молодое поколение учителей, что, ещё сами учась в школе, посмотрели "Большую перемену" и после, отозвавшись на негласный призыв Нестора Петровича, рванули поступать в педвузы.
Конечно, наш вариант очень неполный, в отличие от редкого в советском кинематографе Кощея, - уж учитель-то появлялся на экране едва ли не в каждом фильме, связанном с детьми и подростками.
Вспоминайте своих учителей добрым словом, а не как записной двоечник и пройдоха Грачевский, который всю свою ненависть к школе перенёс в итоге в ставший его частной лавочкой "Ералаш".
(с) Роман Ужасов и Albert Magnus для kin0guru
Ваши мнения и предложения ждём в комментариях