9 подписчиков

Ямб и хорей - столпы первичного стихосложения

Доброго времени суток, читатели!

Певец ямба)
Певец ямба)

Ещё со школьной скамьи упрямые учителя говорят нам о самом главном поэте России - Пушкине. А заодно упоминают как бы невзначай о том, что он очень любил использовать какой-то "четырёхстопный ямб". И, может быть, у некоторых из нас так и не получилось разобраться или просто захотеть понять, что за этим выражением вообще кроется. Что за ямб? Что за стопы? Какое вообще отношение это имеет к поэзии?

Начнём с того, что ямб, как и хорей, и дактиль с амфибрахием и анапестом, - пришли к нашим пенатам (нет, выражение использовано правильно, именно "к пенатам" - это мелкие боги родного места, а не само родное место - просто краткий ликбез) из глубокой древности, а именно с берегов солнечной Эллады, то бишь Древней Греции, где название "стопы произошло от... ступней. То есть так получилось, что связь звуковой системы языка древних эллинов с поэзией и музыкой вообще происходила от долготы звука в танце, а больше всего звука в танце того периода происходило именно от ударов голых ступней по земле.

Но, если у нас данные стопы (уже как поэтический термин) из-за особенностей звуковой системы стали работать по принципу безударности/ударности слогов, то в давние времена принцип заключался в чередовании долгих и кратких звуков. Долгие в итоге преобразились в ударные, краткие - в безударные, вот и все отличия. А четырёхстопный ямб показывает лишь то, сколько стоп используется в поэтической строке: "Я падал ниц пред вами, друг" (экспромт автора статьи) - как раз четыре ямба, четыре стопы - "Недолго нежил нас обман" (а вот тут Пушкин). В любом случае, в тексте данной статьи я рассмотрю в общих чертах только двусложные стопы, потому что материала даже с этим двумя оказывается достаточно много, чтобы устать его читать и воспринимать.

Продолжим. Кроме вышеперечисленных, в Элладе существовала ещё куча других вариантов стоп: от двойного краткого пиррихия (два безударных в стопе) до молосса (три ударных подряд - "Жил-был поп"), и в русском стихосложении XVIII-XIX веков они использовались гораздо чаще, чем в наше время. До деятельности Пушкина и Жуковского, популяризировавших ямб в качестве лучшей и самой простой возможной стопы для русского стихосложения, свои варианты "лучшего из лучших" представляли К. Тредиаковский и Михайло Ломоносов, но первый разрабатывал произведения с использованием трёхсложных стоп, а второй представил ямб и силлабо-тоническое стихосложение. Об этом, возможно, расскажу в другой статье.

Однако, для понимания принципа использования хотя бы двусложных: ямб, хорей, пиррихий и спондей (два ударных) - нужна больше практика и самостоятельная работа, нежели теория. Я сам, когда начинал только создавать свои поэтические произведения, совершенно не оглядывался на все эти ямбы и прочие спондеи, рассчитывая в первую очередь на эмоцию и смысл собственно высказывания. Уже гораздо позже я сам, читая стихи И. Анненского, дошёл сначала до силлабо-тонического стихосложения, а потом и до полноценного учитывания места ударений, то есть до использования конкретных стоп. На это у меня ушло три года неспешного написания стихотворений, но зато потом уже никогда не забывал то, к чему пришёл в результате накопления опыта.

Конкретно о стопах поговорим на основе примеров. Ямб и хорей - первичные стопы для многих начинающих поэтов, впрочем, ими никогда не должно брезговать и опытным акулам пера. Ямб - в принципе универсальная стопа, поскольку во многих словах русского языка ударение падает на второй и последующий слоги, тогда как часто бывает так, что ударение на первый слог необходимо, а вот слов для этого, тем более логичных по смыслу высказывания, оказывается крайне мало, да и сложно их бывает вспоминать в нужный момент. Использовать ямб не зазорно из-за его универсальности, легкости в освоении и удобства языковой системы. А зачастую, чтобы поддержать ритм, некоторые поэты хитрят и добавляют недостающий слог в виде слова-паразита. Ну и ритм есть ритм - это просто-напросто красиво.

"Когда была красой своей
Нема, глупа - без страха ты,
Постыдной кровью дев полна,
Людей губила, как Война"
(с) Д. Знобишин, автор публикации

Как вы можете видеть выше, при должном умении и наработанном опыте можно без проблем создавать ёмкие и узнаваемые образы даже с использованием довольно ограниченного четырёхстопного ямба. Проблема состоит лишь в том, что любое стихотворение, использующее двусложную стопу, всё равно сильно ограничено в подборе слов, если автор желает строго следовать правилам. Так получается, что использовать слова, имеющие более двух слогов, в подобных произведениях чревато сбивкой ритма и пропуском ударных слогов, а стихотворение, состоящее только из двусложных слов (по правилам), обедняет язык стихотворения и лишает его разнообразия - те же эпитеты, в большинстве случаев, состоят из трёх и более слогов. Так получается, что правила могут разрушать поэзию, и соблюдать баланс бывает крайне сложно.

Хорей - стопа с первым ударным и вторым безударным слогом. Это второй по популярности тип стопы в поэзии, потому что у него уже появляется некая специализация. Чаще всего он используется в детских стихах и стихах для детей, поскольку с первого звука как бы вводит читающего в действие, и для детей это наиболее важно. Ещё К. Чуковским в его исследовании "От двух до пяти" было доказано, что сначала дети мыслят действием, выучивают глаголы раньше существительных и прилагательных, а быстрое начало стиха не даёт им заскучать - хорей в этом деле очень сильно помогает. И если вы видите в детском поэтическом произведении большое количество эпитетов и каких-то длинных и велеречивых слов, а также малое количество глаголов, то знайте - успеха у вашего чада такая скука иметь не будет никогда, по крайней мере в возрасте до 7 лет.

Так же естественно, что и в произведениях для более взрослой целевой аудитории хорей помогает читающим сразу влиться в действие, потому он характерен и для боевых, революционных, провокационных произведений с разного рода призывами, резкими и быстрыми ответами на что-то важное и злободневное.

Будь и бди, товарищ верный!
Силу жги в костре работы!
Бей лопатой тьму и скверну,
Чтобы не было зевоты!
(с) Д. Знобишин, автор публикации

Кстати, небольшое наблюдение, не относящееся к основной теме статьи. Вы можете заметить в последней строчке представленной выше строфы одну важную деталь: при произношении, частица НЕ становится частью следующего слова БЫЛО, перенимая на себя ещё и ударение, тем самым лишая само слово своего исконного ударения. Получается так, что, даже следуя определённым правилам, поэт может совершенно не обратить внимание на случайную ошибку, которая удаляет из, казалось бы, четырёхстопной хореической строчки одно ударение. Создавая данный пример, я сам сначала не заметил подставы, но потом решил не исправлять, чтобы показать на собственном примере, как оно иногда бывает. Это должно учить стихотворца тому, чтобы внимательнее следить за состоянием своего творения и, желательно, всегда прислушиваться к его звучанию, то есть ещё и проговаривать вслух хотя бы шёпотом.

Напоследок скажу, что следование какому-либо каноническому способу стихосложения прекрасно поможет в трёх случаях: когда вы ещё только начинаете постигать азы данной науки, когда к вам не приходит вдохновение, а писать всё равно хочется, и когда вам просто лень экспериментировать с форматами и методами работы.

Само стихосложение с использованием определённых стоп ни к чему не обязывает, вы вольны писать так, как вам удобно. Это просто показывает ваш уровень ответственности по отношению к поэзии, готовы ли вы и можете ли использовать наработки предыдущих поколений поэтов. Это позволяет вашим произведениям получить свой собственный ритмический рисунок и обрести хоть какую-то стройность и привлекательность для читателя, показывает ваш профессионализм и умение работать с поэтическим словом. Ведь известно, что тем поэт профессиональнее, чем виртуознее может использовать комбинацию слов так, чтобы донести больше мыслей, чем способен иной философский трактат. Этим, как ни странно, хорошо известны многие шедевры мировой поэзии: краткостью и ёмкостью.

Вероятно, именно за краткость и ёмкость стоит использовать такие стопы, как ямб и хорей. Они просты в использовании, и ограничения в словах имеют и свой весомый плюс: поэт с такими правилами может извернуться настолько, что создаст поистине уникальную вещь. Согласитесь, каждый уважающий себя стихотворец желает выделиться на фоне других, так чем это не способ достижения столь благородной цели?

Если вам понравился материал данной статьи, можете подписаться на канал, поставить лайк, а в комментариях или личных сообщениях указать мои ошибки, предложения и подать идеи для новых статей. К примеру, данная статья была написана именно по предложенной теме.
Желаю вам вдохновения и радости от работы над своими стихотворениями!)