Студенческие кооперативы в Германии – это компании или фирмы, управляемые учащимися и работающие в соответствии с кооперативными принципами. Студенты разрабатывают устав кооператива, собственные бизнес-проекты, продукты и услуги, которые могут распространяться как в стенах учебного заведения, так и за его пределами.
Обучению навыкам ведения бизнеса на кооперативных началах в стране придают особое значение, так как именно за кооперативной, как наиболее устойчивой, экономикой здесь видят будущее. Причём не в последнюю очередь из-за особенностей управления кооперативами по сравнению с иными формами собственности, ведь решения здесь принимаются не отдельными лицами, а всегда демократично. Независимо от количества акций каждый участник имеет одинаковое право на совместное определение будущей судьбы кооператива.
А ещё студенты учатся здесь не реализации собственных планов в собственных интересах, а умению объединяться и выигрывать в результате объединения. Даже есть соответствующий слоган: «То, что не под силу одному, можно сделать вместе!».
Очень важно, что студенты в овладении навыками ведения кооперативного бизнеса не остаются наедине со своими проблемами. Они, как правило, связаны с крупным местным кооперативом, который не только консультирует и курирует студенческие кооперативы, предоставляет все учебные пособия и материалы, но и выступает спонсором в решении их финансовых проблем на этапе стартапа.
Каждый зарегистрированный студенческий кооператив проверяется раз в год региональным кооперативным союзом. Так оценивается деятельность студентов за год, подводятся итоги и оцениваются бизнес-планы на будущее.
Тем не менее, несмотря на то что студенческий кооператив работает по-взрослому, продаёт товары и предлагает услуги, с юридической стороны он вполне защищён, так как главное его предназначение – обучение студентов, а не извлечение прибыли. С точки зрения права в Германии это не бизнес, это школьный проект, что всегда подчёркивается во всех деловых бумагах специальной маркировкой.
Факты и цифры
Студенческие кооперативы – это студенческие общества с кооперативной формой предприятия.
Студенческие кооперативы на самом деле занимаются бизнесом, но это не «настоящие» компании, а образовательный проект своей школы.
Уникальная модель студенческой компании: студенческие кооперативы контролируются кооперативной ассоциацией и ежегодно проверяются.
Особенно демократично: общее собрание всех членов принимает фундаментальные решения. Один участник – один голос.
Концепция поддержки на основе партнёрства: студенческие кооперативы контролируются их школой и местным кооперативом (обычно).
В стране насчитывается около 160 студенческих кооперативов.
В Германии кооперация также играет существенную роль в развитии рыночной экономики. Каждый четвертый житель Германии является членом кооператива.
По материалам газеты «Российская кооперация»