758 подписчиков

Римляне в Британии: рабство и смерть против расцвета цивилизации?

133 прочитали

Историю римской Британии писали часто - возможно, слишком часто, учитывая относительную скудность традиционных исторических источников. Проблема заключается в том, что на этот предмет по-прежнему глубоко повлияли устаревшие исследовательские программы, которые возникли в эпоху современного колониализма и мешают нашему пониманию влияния римской интерлюдии.

Историю римской Британии писали часто - возможно, слишком часто, учитывая относительную скудность традиционных исторических источников.

Когда викторианская и эдвардианская Британия целиком и полностью встала на сторону римских захватчиков, а не порабощенных туземцев, это, возможно, было естественной реакцией слуг великой современной империи, которая контролировала треть территории и населения мира и частично была смоделировала по образу Рима. Сознательно или же нет, большинство авторов римской Британии имели тенденцию формировать мнение о том, был ли факт римского правления положительным моментом. Однако, это ничего не говорит нам о подлинной реальности и всё о верованиях конца XIX-го и начала XX-го веков.

Цивилизованные римляне и грубые варвары

Ностальгические ассоциации с римскими колонизаторами все еще подчеркивают многие писания о римской Британии. Нам говорят, что римляне принесли с собой города, дороги, стабильное правительство, дачное хозяйство, искусство, культуру, грамотность, тоги, бани и другие элементы высокой культуры. Точно так же коренные британцы во многих популярных сообщениях стереотипно представлены как полуобнаженные, с немытыми клоками, татуированными «варварами». Это благоприятное видение империализма (и сопутствующее очернение коренных британцев) по-прежнему закреплено в популярном образе римской Британии.

Но действительно ли это заслужено?

По прошествии более 40 лет после фактического окончательного распада Британской империи кажется удивительным, что наши взгляды на Рим по-прежнему ограничиваются устаревшими коллективными предположениями о легитимности империализма, что имеет серьезные последствия для чтения и написания этой истории. В национальной мифологии Британии и особенно Англии римский период представлен как период развития и возможностей, гораздо больше, чем период поражения, порабощения и эксплуатации. Книги о «Римской Британии», как правило, представляют собой видение сверху вниз с упором на конформизм, прогрессивные изменения и элитарную культуру (примером которой является проблемная парадигма романизации). Только в кельтских «окраинах» проявился большой интерес к темам сопротивления и отсталости.

Историю римской Британии писали часто - возможно, слишком часто, учитывая относительную скудность традиционных исторических источников.-2

Альтернатива ортодоксальному подходу фокусирует большее внимание на судьбе Британии как имперского владения на протяжении почти четырех веков иностранного господства, более полно исследуя положительные и отрицательные аспекты имперского правления и их влияние на подчиненные народы. Что касается негативных аспектов, постколониальные исследования современных империй много сделали, чтобы выявить недостатки империализма, сосредоточив внимание на опыте колонизированных народов. Ясно, например, что идея «бремени белого человека» в значительной степени была попыткой самооправдания постфактум, и, когда злоупотребляли властью или неоправданно эксплуатировали люди и ресурсы, как часто выдвигались оправдания, что цели оправдывают средства? Империи используют власть, чтобы побудить людей подчиняться своим полномочиям и предоставлять ресурсы, в то время как подданные придумывают собственные уловки, чтобы уклоняться от таких обязательств, как налогообложение.

Британское общественное мнение не всегда благосклонно относилось к постколониальной критике империализма. В 80-е годы спектакли по пьесе Роберта Брентона «Римляне в Британии» вызвали фурор из-за инсценированного изнасилования мужчины-британца группой римских солдат. Частично возмущение было вызвано тем, что это была яркая и шокирующая часть театрализованного секса и насилия, но для некоторых это усугублялось тем фактом, что проводились параллели между римским империализмом и современным опытом Северной Ирландии, патрулируемой британскими войсками. Насилие - это своего рода правдоподобное возмущение, порождаемое империализмом (о котором мы бы предпочли не напоминать).

Человеческая цена завоевания

Римская эксплуатация завоеванных народов происходила по-разному в зависимости от обстоятельств их капитуляции и их последующего поведения. Следующая цитата римского землемера Сикулуса Флакуса резюмирует этот процесс: «Некоторые народы с упорством вели войну против римлян, другие, когда-то испытавшие римскую военную доблесть, сохранили мир, другие, столкнувшись с добросовестностью Рима, и справедливость, заявили о своем подчинении римлянам и часто направляли оружие против своих врагов. Вот почему каждый народ получил юридическое урегулирование в соответствии с заслугами: это было бы несправедливо, если бы тем, кто так часто нарушал мир, давал лжесвидетельство и проявлял инициативу в ведении войны, предлагались такие же гарантии, как верные народы ».

Таким образом, мы должны ожидать увидеть высокую степень регионального разнообразия в Британии, отражающего разную степень щедрости, эксплуатации и наказания. Традиционные исследования римской Британии преуменьшают этот важный элемент несоответствия.

Историю римской Британии писали часто - возможно, слишком часто, учитывая относительную скудность традиционных исторических источников.-3

Не следует также забывать о человеческих жертвах римского завоевания и господства. Вторжение в 43 г. н.э. потребовало использования образцовой силы, но не привело к быстрому принятию военной оккупации - крупная кампания продолжалась в течение двух поколений после вторжения Клавдия, при этом восстание Боудикана (60–61 г. н.э.) потребовало особенно высоких затрат в жизни. Для большинства своих подданных римская Британия оставалась милитаризованной и эксплуатируемой территорией. Тогда это не было золотым веком, хотя были прекрасные возможности для избранных людей среди британской элиты и различных иммигрантов. Это были исключения, они участвовали в правительстве и пользовались определенным уровнем влияния и богатства.

Для большинства выгоды от римского правления были менее ощутимы, чем можно было бы предположить при традиционном археологическом представлении римской Британии. Большой размер военного гарнизона - более одной десятой имеющихся вооруженных сил империи - дорого обходился гражданским общинам во всех частях острова, и это продолжалось из поколения в поколение. Медленное развитие и ранний упадок городов (и ограниченное расширение известной области гражданского местного самоуправления на юге Великобритании) вряд ли можно назвать историей успеха.

Вилла, этот архетипический показатель сельского богатства, также была ограничена в распределении и количестве, особенно до ее расцвета в начале четвертого века. Природные ресурсы, особенно месторождения полезных ископаемых, были конфискованы в пользу государства, а перераспределение земель также было инструментом эксплуатации посредством ренты и налогов. Особенно в первом веке римского правления гибель в ходе войн и восстаний, порабощение и транспортировка, а также принудительный призыв в армию были значительными двигателями демографических изменений, усугубляемых притоком новых групп на влиятельные позиции в провинциальном обществе Британии.

Спасибо за просмотр. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а также читайте и другие мои статьи:
  • Как Советский Союз уничтожил целое море в Средней Азии и погубил мировую экологию.
  • Жизнь и идеология Карла Маркса.