Пандемия вынуждает людей месяцами прятаться в укрытиях и почти не выходить из дома. Волна жилищных стартапов показывает, что почти никто не хочет проходить через это в одиночку.
Каждое воскресенье Уокер спускается вниз, чтобы поужинать со своими 40 соседями по дому на общей кухне, которую они называют «столовой». Это одно из многих мест общего пользования в Treehouse - коливинг-сообществе в Лос-Анджелесе. Уокер признается, что мечтал об этом еще в 2016 году. Он создал традицию воскресных обедов, чтобы пространство походило не на роскошную квартиру, а скорее на общежитие для взрослых. «А потом пришел #коронавирус », - рассказывает Уокер. Общежитие стало последним местом, где кто-либо хотел бы оказаться.
Квартиры в Treehouse начали сдаваться в аренду только в декабре, и #пандемия угрожала отпугнуть новых арендаторов от коммуны, где 60 частных спален примыкают к общему пространству для еды, работы и отдыха. Воскресные обеды были отложены. Один житель переехал, ставя под сомнение разумность жизни с таким большим количеством людей во время социального дистанцирования. Тем не менее, после того, как в Лос-Анджелесе объявили #карантин , количество желающих обосноваться вTreehouse резко увеличилось.
«Мы обнаружили, что люди переезжали во время карантина и активно искали место, где они смогли бы не оставаться в одиночестве и полной изоляции», - вспоминает Уолкер.
Большинство жителей Treehouse подписали договоры об аренде сразу на год во время пандемии.
Еще до карантина такие пространства сожителей пользовались большим спросом.
«Сегодня в Соединенных Штатах насчитывается 2900 спальных мест в коливингах», - говорит Сьюзан Тьярксен, эксперт по совместному проживанию в компании Cushman & Wakefield. - «Предполагается, что в следующие 18 месяцев это число утроится».
Эта #тенденция стала ответом на рост стоимости аренды в больших городах. Меняя частные гостиные и кухни на места общего пользования, жители получают компанию, а также дополнительные бонусы - #квартиры полностью меблированы, при желании можно заказать услуги по уборке, а часть коммунальных платежей распределяется между всеми жильцами. Здания выглядят очень стильно и современно. Кроме того, места типа Treehouse предлагают жильцам уникальные удобства, такие как коктейль-бары или #коворкинг. В некоторых жилье напоминает гостиничные номера; другие, например, расположившиеся в Бруклине и Окленде комплексы Open Door , превращают вековые особняки в уникальные жилые помещения. Члены таких коммун, как один, утверждают, что даже во время пандемии жить вместе лучше, чем по отдельности.
Общая логика подсказывает, что в 2020 году ад - это другие люди. Но в то время как кризис #Covid-19 вдохновил многих на рассказы об ужасах жизни с соседями по комнате, коливинг-дома по-прежнему пользуются спросом.
Cushman & Wakefield отслеживает новые договоры аренды, обновления, сборы арендной платы и заполняемость таких комплексов с момента начала пандемии. По подсчетам компании, коливинг либо соответствует, либо превосходит традиционную #недвижимость по всем направлениям. Главная причина - финансовая. Экономический кризис заставляет людей искать более дешевые альтернативы. Социальный фактор также немаловажен. Пандемия лишила людей удобств, которые обычно предоставляет город: баров, ресторанов, мест для общения. #Стартапы такого плана предлагают многое из того, чего не хватает людям, как будто город превратился в единое здание.
Уокер и его соучредитель Джо Грин спроектировали Treehouse #с нуля , стратегически расположив отдельные спальни вокруг общего пространства. Там есть постоянное кафе с зеленым бархатным диваном и навесом из висящих растений.
«У нас есть все, что вы можете себе представить: места для любителей кофе, японские чаепития, французская пресса - все здесь», - заявляет Грин.
На верхнем этаже есть библиотека, в которой книги расположены по цвету. На цокольном этаже - лаунж с хорошо укомплектованным коктейль-баром. Жители собираются на вечера кино, занятия йогой и другие мероприятия; прачечная на цокольном этаже служит художественной студией. Людям нравится болтаться на крыше, где зачем-то стоят две полностью функционирующие ванны на ножках. Стоимость месяца аренды в Treehouse стартует с $1717.
На создание подобного места предпринимателей частично вдохновили воспоминания Грина о студенческой жизни. Будучи студентом Гарварда, он жил в Kirkland House - своего рода общежитии на возвышении. Более 350 студентов называли это место своим домом в течение учебного года. У Грина остались приятные воспоминания о том, как он обедал в столовой и гулял с Марком Цукербергом, который жил в соседней комнате. (Впрочем, сам Цукерберг вспоминает это по-другому: однажды он назвал Грина «типичным худшим соседом по комнате» за то, что тот регулярно и без разрешения ел его Hot Pockets).
Но в Treehouse очень мало образов жизни в общежитии. Он больше похож на премиальный Airbnb с дизайном интерьера, предназначенным для публикации в Instagram.
Сосуществование в значительной степени является тенденцией тысячелетия, но самым взрослым жильцам здесь, как и Грину, уже за 40.
«Существует большое заблуждение, что такой формат жилья является продолжением студенческого общежития», - поясняет Брэд Харгривз. основатель и генеральный директор коливинг-стартапа Common . - «Люди в сфере недвижимости, которые думают об этом, говорят, что это здорово для 22-летнего человека, но средний возраст наших клиентов составляет около 30».
В то же время Данные Cushman & Wakefield показали, что средний возраст жителей коливингов составляет от 24 до 32 лет, а в таких городах, как Сан-Франциско, и вовсе достигает 37 лет.
Вместо того, чтобы делать упор на общие кухни и бары, «изюминка» Common - это его жилые зоны: красиво обставленные, автономные трех- и четырехкомнатные квартиры со всеми удобствами, Wi-Fi и услугами по уборке. Половина квартир здесь - это, по сути, однокомнатные дома. Смешанный подход позволил Common масштабироваться. В настоящее время стартап включает 3 500 объектов, еще 17 000 находятся на стадии строительства. С момента создания проект существенно расширился и в данный момент охватывает целых 26 городов. Большая часть этого роста пришлась на последние 18 месяцев.
«Мы действительно переживаем переломный момент», - уверен Харгривз.
Квартиры в подобных коммунах не всегда являются самым дешевым вариантом.
«Вы всегда можете найти подъезд с тремя спальнями без лифта, без кондиционера и без посудомоечной машины за меньшие деньги», - говорит Тьярксен из Cushman & Wakefield. - «Но с точки зрения нового строительства коливинг часто остается наиболее доступным вариантом в городских районах».
Отчет Cushman & Wakefield от мая прошлого года показал, что в зданиях коливинг дополнительно субсидируется арендная плата с дополнительными удобствами (например, услугами по уборке). В совокупности они представляют собой 20-процентную скидку для тех, кто живет один».
Хотя арендная плата со скидкой является частью предложения, большинство стартапов в стиле коливинг стараются сделать больше, чем просто предложить сделку. Так, Open Door, основанная в 2013 году, в настоящее время управляет 12 домами коливинг на западном побережье. Каждый из них имеет свои уникальные традиции.
«Мы не просто пытаемся засунуть задницы в постель», - говорит Джей Стэндиш, соучредитель Open Door. - «Жизнь в сообществе может быть одной из самых значительных возможностей роста для многих наших жителей. Это наш продукт, то, что мы предлагаем».
Стэндиш живет в одном из домов Open Door, особняке площадью 6 000 квадратных футов в Окленде, который называется Euclid Manor. Десятки его жителей обедают вместе в столовой, обшитой деревянными панелями; они делятся велосипедами и туристическим снаряжением. Когда возникают ссоры между соседями по комнате - проблемы с графиком уборки или общими продуктами - может вмешаться администрация Open Door.
«Мы готовы оказать поддержку сообществу, помочь с межличностными проблемами и просто следить за вещами, чтобы все было гладко, на всех уровнях», - рассказывает Стэндиш.
Поскольку каждый из домов Open Door уникален, жители активно занимаются самоуправлением. Например, когда этой весной жителей Окленда попросили соблюдать режим самоизоляции, жильцы Euclid Manor разработали собственную политику в отношении гостей, путешествий и гигиены. Некоторые жители Open Door в последние месяцы вынуждены были съехать, сославшись на потерю работы или проблемы со здоровьем, но в новых жильцах недостатка тоже нет.
«Все идет хорошо потому, что здесб есть нечто большее, чем просто крыша над головой», - говорит Стэндиш.
В конце концов, некоторые жители просто перестают сосуществовать. Рэй Дженкинс переехал в Treehouse в декабре, став его одним из первых его жителей. Ему нравится разнообразие людей, которых он там встретил, и удобство приготовления латте в местном кафе, вместо того, чтобы идти за ним через всю улицу. Но когда разразился коронакризис и соседка его девушки по комнате переехала, он стал проводить намного больше времени у нее дома, где у него было больше места для себя.
«Мне нравится приходить домой и знать, что если я оставил что-то на кухню, эта вещь все еще там», - говорит Рэй.
Бывший сосед все еще время от времени заглядывает на воскресные обеды к друзьям, но в последнее время не проводит много времени в Treehouse.
«Мне 31 год», - говорит Дженкинс. «Мне не нужны соседи по комнате».
Treehouse уже планирует открытие еще двух коливингов в Лос-Анджелесе по образцу первого здания в Голливуде.
Создатели стартапа с удовольствием рассказывают о том, что «используют недвижимость по-другому». На пустом участке, где сейчас возвышается голливудская резиденцию Treehouse можно было разместить всего около 30 спален, если говорить о традиционных апартаментах. Сейчас же комплекс насчитывает целых 60 спален - и все это благодаря отказу от индивидуальных кухонь и гостиных. На квадратный метр стартап, занимающийся проектированием коливинговых пространств, может заработать намного больше денег, чем тот, который строит традиционные квартиры, что делает проекты вроде Treehouse особенно привлекательными с точки зрения потенциальных инвесторов.
В Treehouse жизнь нормализовалась вскоре после начала пандемии. Воскресные обеды в столовой на короткое время были заменены звонком Zoom по всему зданию, но жители решили вернуться к личному общению через несколько недель. Они также согласились оставить общие пространства открытыми, даже несмотря на то, что вначале люди не особо посещали такие места, как тренажерный зал и музыкальная студия. Визиты гостей были временно запрещены. Теперь же все посторонние должны носить маски при посещении здания. Уокер утверждает, что за все это время в Treehouse не было случаев заболевания Covid-19, объясняя это тем, что все жители знают и уважают друг друга.
«Это сообщество, а не просто группа людей, живущих в одном здании, которые на самом деле не знают друг друга».