Через два месяца после президентских выборов в Белоруссии Евросоюз наконец-то ввел санкции, которыми так долго грозил. Они оказались пустышкой - персональные ограничения против 40 функционеров среднего звена, в основнов работников избиркомов и силовиков.
Нет никаких мер против А.Г.Лукашенко, членов правительства и против Белоруссии в целом. Чем вызвана подобная мягкотелость?
1.Меняем Белоруссию на Турцию!
Несколько раз Евросоюз пытался ввести санкции против Белоруссии, но не добивался консенсуса в своих рядах. Решение блокировал Кипр, требующий сначала ввести санкции против Турции за провокационные действия в Восточном Средиземноморье.
Но против антитурецких санкций грудью встали обе ведущие немки - Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и Бундесканцлерин Ангела Меркель. И дело здесь не только в двух миллионах турок в Германии, но и в трёх миллионах беженцев в Турции, которых Эрдоган угрожает подтолкнуть в Европу в случае конфликта.
Наконец, после еще более провокационных действий Турции на Кавказе, дело сдвинулось с мертвой точки: на саммите 1-2 октября 2020 страны ЕС "решительно осудили нарушения суверенных прав Республики Кипр " и пригрозили Турции, что "в случае возобновления односторонних действий или провокаций в нарушение международного права ЕС будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты и варианты для защиты своих интересов и интересов своих государств-членов".
Поскольку это еще не санкции, а лишь расплывчатый ультиматум, Кипр согласился на не самые жесткие антибелорусские шаги.
2. Как бы чего не вышло!
Все основные фигуранты европейской политики - А. Меркель, Э. Макрон, Председатель Европейского Совета Шарль Мишель etc., - после белорусских выборов позвонили В.В.Путину, чтобы обсудить ситуацию и понять реакцию России.
А она была однозначной: российский президент предостерег коллег от необдуманных действий и, очевидно, предупредил, что если санкции все же введут, последует зеркальный ответ, причем не только от Белоруссии, но и от России .
Так оно и вышло - Россия 2 октября 2020 года присоединилась к ответным санкциям Белоруссии против Евросоюза. Загодя зная об этом, европейцы не стали лютовать, ибо себе дороже выйдет.
3. Печальный опыт с Венесуэлой
Ну и, наконец, у европейцев есть недавний неприятный опыт, когда они "сели в лужу" с Венесуэлой. В январе 2019 года, когда Хуан Гуайдо объявил себя президентом, европейские страны с подачи США поспешили объявить нелегитимным законного главу государства Николаса Мадуро. Они разорвали почти все отношения с его правительством, ожидая смены власти. Но прошло более полутора лет, а самозванец так и не возглавил страну.
Не случайно на выступлении С. Тихановской в Европарламенте 21 сентября 2020 года депутат от Ирландии Мик Уоллес прямым текстом сказал, что она собирается стать вторым Хуаном Гуайдо. Он же раскритиковал призывы "президента Светы" ввести санкции против собственной страны, пояснив, что они наносят удар не столько по руководству, сколько по простому народу.
В общем, некоторые европейские политики понимают, что ставить на Тихановскую еще более неразумно, чем на Гуайдо, а Белоруссия гораздо ближе Венесуэлы, она еще пригодится.
Итак, символические санкции - это все, чем смог наказать Евросоюз Белоруссию. Дипломатические и экономические отношения не разорваны и даже не ограничены. И это еще раз показывает, что даже небольшая страна, ясно демонстрирующая силу духа и твердость воли, может заставить уважать себя. Особенно если её поддерживает Россия.
Спасибо за Ваши лайки и подписки!)