На предприятии учетом доходов и расходов занимается бухгалтер, который фиксирует методами бухгалтерского учета все хозяйственные операции на основании поступивших документов. Результатом труда бухгалтера является баланс, коротко описывающий на момент его составления фактическое состояние предприятия (бизнеса).
Бухгалтерский баланс предприятия является основным отчетным документом и отражает фактическое состояние предприятия на отчетную дату. В понятии Баланс предприятия подразумевается равновесие активов и пассивов. Активы – это все имущество предприятия, используя которое предприятие получает прибыль. Пассивы показывают, откуда это имущество взялось, то есть источник средств.
· Пример: у меня есть молоток (имущество), мне его подарил сосед (источник)
· ДВОЙНАЯ СИСТЕМА УЧЕТА
Распространенное выражение «двойная бухгалтерия» подразумевает два смысла.
С одной стороны, в основе бухгалтерского учета лежит итальянская система двойной записи по счетам, позволяющая сразу относить хозяйственную операцию и к активам, и к пассивам, то есть поддерживать баланс.
С другой стороны, действующее законодательство, особенно налоговое, заставляет предприятия скрывать некоторые операции и не проводить их по официальному учету. Но поскольку эти операции все же были произведены, и собственнику надо показать истинную картину, ведется второй неофициальный учет, так сказать для внутреннего потребления или двойная бухгалтерия.
Активы предприятия – это то, что, собственно, и дает возможность заработать. Они могут быть:
- долгосрочными – здания, сооружения, оборудование, коммуникации и тому подобное, имеющее высокую стоимость и длительный срок эксплуатации;
- возобновляемыми – сырье и материалы, различные товарно-материальные ценности, готовая продукция, денежные средства и краткосрочные обязательства контрагентов, то есть то, что используется в производственном цикле, постоянно расходуется и приобретается вновь (расходные материалы);
- нематериальными – патент, лицензия, право аренды или управления, страховка и т.п.
· Предприятие может располагать и иным имуществом, например, арендуемым или полученным в лизинг. Но это имущество не является собственностью предприятия и не может учитываться на его балансе. Но поскольку это имущество все же находится в распоряжении предприятия, его учитывают на так называемых забалансовых счетах.
Пассивы – это:
- собственные средства предприятия, его прибыль, взносы акционеров – совладельцев предприятия, резервные и другие фонды;
- заемные средства – кредиты и займы, а также долги предприятия и господдержка.