И снова – о воде, такой нужной и желанной для Геленджика. Увы, но это самая горячая тема нынешнего сезона – вода, точнее, ее отсутствие в городе.
Заманчивая перспектива
Сейчас обговариваются разные варианты улучшения водоснабжения курорта. Об этом я уже неоднократно писала, но все же коротко напомню.
- Это повышение производительности Троицкого водопровода (снабжающего половину Геленджика) путем реконструкции сетей и артезианских скважин;
- разработка Пшадского месторождения и строительство там нового водозабора;
- поиск новых (старых) скважин на территории города-курорта.
Но последнее время активно обсуждается еще один вариант - опреснение морской воды. Об этом все чаще и чаще говорят на муниципальном, краевом и даже федеральном уровне.
Специалисты уже объехали места возможных точек установки опреснителей, следующий шаг – анализ состава нашей воды и подсчет стоимости проекта. Об этом написал в своем инстаграме мэр Геленджика Алексей Богодистов.
За основу хотят взять отечественную практику и опыт других стран. Ну, что же, с одной стороны, перспектива заманчивая – вон сколько воды под боком – целое море, бери – не хочу. Очищай, да подавай.
Но, с другой – есть подводные камни, которые могут стать «камнями преткновения» при реализации проекта. В первую очередь, это цена «морской мечты» и побочный продукт опреснения, который надо куда-то девать.
Сколько может стоит опреснительная установка конкретно для Геленджика и какая будет цена такой воды для населения – по этому вопросу эксперты пока не пришли к единому мнению.
Мы были первыми
Опреснение морской воды уже не один десяток лет с успехом практикуют во всем мире. К слову, первый в мире атомный опреснитель на быстрых нейтронах построили в Советском Союзе, в городе Шевченко (ныне Актау), на Каспии. В моем детстве наша семья жила там некоторое время. Хорошо помню, что вода в кранах была двух видов – на кухне текла питьевая (неплохая, но не супер), а в ванной, так называемая, техническая – пожелтее и похуже. Тем не менее, в те годы это был настоящий прорыв. В Союзе тогда немало реализовывалось грандиозных проектов, на которые денег не жалели.
Сейчас больше всего опресняют воду в странах засушливых регионов Ближнего Востока и Персидского залива – в Израиле, Кувейте, Катаре, Омане, Саудовской Аравии, ОАЭ. Среди крупных производителей «воды из моря» также США, Китай, Испания, Япония.
Например, в Эмиратах очищенная морская вода составляет порядка 70-80% от всей потребляемой. Но благодаря нефтегазовым долларам ОАЭ могут себе позволить делать это в огромных объемах. Когда мы были несколько лет назад в Дубае, который тоже пьет воду из мирового океана, обратили внимание на ее отличное качество. Даже в отелях предупреждают, что воду из-под крана пить можно, поскольку она не только очищенная, но еще и минерализованная.
Соленое море заказывали?
Теперь, вернемся к опреснению воды в Геленджике. Здесь выскажу сугубо личное мнение. Я – двумя руками за любые мероприятия, которые смогут улучшить «водную ситуацию» в городе. Однако, есть несколько «но», которые меня весьма смущают:
- Опреснение – это довольно энергоемко и затратно. Понятно, что муниципальными и краевыми средствами тут не обойтись. Насколько готовы на федеральном уровне финансово подключиться к решению нашей проблемы – большой вопрос.
- Кроме того, окупаемость таких станций – процесс долгий. Как результат, стоимость воды для населения может оказаться просто неподъемной.
- Некоторые экологи всегда ставили под сомнение преимущества опреснения перед вредом, который процесс наносит экологии. В первую очередь, это связано со сбросом в море солевого раствора.
Учитывая все это, хотелось бы надеяться, что данная версия – с опреснением воды – имеет под собой конкретную почву в виде заключений компетентных экспертов. А не станет обычной «говорильней» с имитацией бурной деятельности.
Если вам показался интересным этот или другие материалы, можете поставить лайк. А, если хотите немного больше узнать о Геленджике и некоторых моментах жизни здесь, подписывайтесь на наш канал.