Догматы твердят нам, что самый экологически чистый автомобильный транспорт – это электромобиль. Но похоже, что производитель самых безопасных автомобилей в мире так не считает.
Polestar - это китайско-шведский автомобильный бренд, совместно принадлежащий Volvo Car Group и её материнской компании - Geely. Штаб-квартира компании находится в городе Гетеборг в Швеции. Компания разрабатывает электромобили и предлагает модернизацию оборудования и оптимизацию программного обеспечения двигателей для моделей Volvo.
Шведы известны своей философией "за всё хорошее, против всего плохого" и, в отличие от остальных европейских и американских культур, пытаются ей следовать.
Компания «Polestar» провела обширные исследования общего фактора влияния на экологию всего жизненного цикла своего электромобиля "Polestar 2" и БЕНЗИНОВОГО "Volvo XC40".
Исследование, опубликованное на официальном сайте компании «Polestar», кроме как тотальным разгромом догмы об экологичности электромобиля назвать нельзя.
Ребята из "Polestar" оказались очень смелыми. Разберёмся, какие конкретные доводы в этом исследовании подрывает самый основной и, казалось бы, незыблемый факт - о превосходстве электромобиля перед традиционными ДВС.
Компания с первых страниц указывает, что за основу взяты новейшие автомобили 2020-го модельного года, тем самым подчеркивая актуальность их исследования.
И там же указан общий вывод этого исследования, где компания прямо акцентирует внимание на деталях и результатах, полученных в ходе исследования, подчёркивая тем самым сенсационность приведённых цифр.
И только после выводов подробно расписана вся методология исследования. И честно сказать, на такое пока никто из автопроизводителей не решался.
Оно и понятно: умалчивать о воздействии на климат своих автомобилей они мастаки (вспомнить хотя бы ту же аферу концерна "Volkswagen" с его Дизельгейтом).
Согласно выводам исследователей, производство электромобиля воздействует на климат куда более вредно, чем производство традиционного автомобиля с ДВС.
Так, в ходе производства материалов для электромобиля «Polestar 2» выделяется 17 тонн CO₂e, а в ходе производства Volvo XC40 – 14 тонн CO₂e.
CO₂e – это унифицированный эквивалент воздействия всех вредных веществ в ходе производства, приравненный к метрике воздействия CO₂ на климат.
Следующий пункт в таблице - производство литий-ионного аккумулятора.
Его производство эквивалентно выбросам ещё 7 тонн CO₂e.
В третьем пункте указан общий эквивалент выбросов при сборке (производстве) всего автомобиля в целом. Даже тут электромобиль оказался менее экологичным: 2,2 тонны CO₂e против 2,1 тонны у "Volvo XC40".
Тут стоит сделать пояснение. Получается, что в момент выпуска обоих автомобилей электромобиль ещё до момента начала эксплуатации нанёс ущерб экологии на 44% больше, чем автомобиль с ДВС.
Я так понимаю, это некая экологическая фора, которую даёт электромобиль своему конкуренту... Сарказм, конечно.
Следующий пункт – это жизненный цикл эксплуатации автомобилей.
Чтобы была наглядная разница в цифрах, исследователи отмечают, что берут за основу пробег в 200 тысяч километров!
Почему именно 200 тысяч км? Да просто это максимальный срок эффективной жизни аккумуляторной батареи (и это с учётом супербережной эксплуатации, то есть без резких стартов, которые изнашивают батарею, в идеальных климатических условиях, и без применения супербыстрых заряжающих устройств), когда она ещё хоть как-то способна удовлетворять владельца электромобиля своими характеристиками.
Автомобиль «Volvo XC40» на бензиновым двигателе (не на дизельным, который более экологичный и экономичный), проехав 200 тысяч километров, выделит 41 тонну CO₂e.
Электромобиль «Polestar 2» при зарядке электричеством, которое учитывает глобальное мировое производство электроэнергии из различных ресурсов, за 200 тысяч км пробега выделит 23 тонны CO₂e.
При использовании электросетей с высоким уровнем генерации из возобновляемых экологически чистых источников энергии (например, в европейских странах) выделится уже 15 тонн CO₂e за 200 тысяч км пробега.
Ну а если заряжать исключительно от самого экологически чистого альтернативного источника возобновляемой энергии – энергии ветра - выбросы будут снижены до 0,4 тонн CO₂e за 200 тысяч км пробега.
И тут следует пояснить следующую аксиому:
Покупая современный бензиновый автомобиль, владелец должен будет проехать минимум 35 тысяч километров, чтобы только сравняться по вредности выбросов с новеньким электромобилем, только что сошедшим с конвейера.
35 тысяч километров - это 2-3 года активной эксплуатации автомобиля. И 35 тысяч км - это мои расчёты, которые я сделал, проанализировав всю методологию исследователей. Но мои выводы нельзя назвать беспристрастными, ибо я фанатею от электромобилей, поэтому всячески подыгрываю им.
Следующий пункт – это утилизация.
При утилизации «Volvo XC40» выделится 0,6 тонны CO₂e.
При утилизации «Polestar 2» выделится 0,5 тонны CO₂e.
Тут ничего удивительного нет. Мы хорошо умеем утилизировать элементы питания, возвращая их на новый жизненный цикл. Но это если говорить именно об утилизации. Если же электромобиль будет годами простаивать на свалке, как миллионы его бензиновых собратьев, то этот параметр будетсоставлять уже не 0,5 тонны, а в разы больше.
Подводя итог, исследователи делают неутешительные выводы:
- Для того, чтобы превзойти в экологичности «Volvo XC40», электромобилю «Polestar 2» нужно проехать более 112 тысяч километров, используя электричество, производимое глобальной мировой энергетикой;
- Более 78000 км потребуется проехать «Polestar2» по автобанам Германии, чтобы превзойти «Volvo XC40» в экологичности;
- Ну и 50 тысяч километров - если заряжаться исключительно от ветряка!
Но и это не самое главное. Самое главное - это осознание того факта, что электромобиль не в сотни и даже не в десятки раз экологичнее современного автомобиля с бензиновым двигателем.
Если за всё время эксплуатации удастся добиться экологичности в 2 раза лучше по сравнению с ДВС, то это уже будет триумфальным успехом для владельца электромобиля.
Мне, как фанату электромобилей, такие исследования словно удар ногой с разворота. Но не учитывать их – значит игнорировать объективную реальность.
«Производители не всегда честны с потребителями, когда речь заходит о влиянии их продукции на окружающую среду. Это неправильно. Мы должны рассказывать всё как есть — даже если такая правда не всегда приятна».
Главный исполнительный директор «Polestar» Томас Ингенлат.
То есть, другими словами, давайте смотреть правде в глаза, довольно этого притворства. Электромобили неспособны кардинально улучшить экологическую ситуацию в мире. Как не способны на это и ветряки с солнечными панелями. Поэтому на данный момент мы констатируем факт, что количество СО2 в атмосфере постоянно растёт, причём всё более быстрыми темпами.
Так что, эксплатируя электромобиль, экологическую ситуацию сильно улучшить не получится . А если проедете на нём менее 120 тысяч км (без замены тяговой батареи), то только навредите экологии.