Бума семейного образования в этом году не произошло. После дистанционной четвертой четверти ожидалось, что количество семей, решивших не возвращаться в школу, вырастет в разы. Мол, увидят, что учиться можно и с одним только интернетом; привыкнут к расслабленному графику и домашним тапочкам; поймут, что школа это профанация и реальные знания детей совсем не соответствуют их оценкам в дневнике; решатся наконец-то те, кто раньше еще думал — уходить или не уходить на семейное… Но, к удивлению многих, никто особо не кинулся забирать детей из школы.
Министерство просвещения подсчитало в этом году количество семей, числящихся на семейном обучении, и оказалось, что в сравнении с прошлым годом роста не произошло. Как было порядка 10 тысяч, так и осталось. Цифра 10 тысяч — некая константа, которая почти не меняется вот уже несколько лет.
На наш взгляд, есть несколько главных причин, почему семейное обучение в нашей стране столь непопулярно.
Первая: образовательный процесс очень нервозатратный
Когда чьи-то дети садятся делать домашние уроки, об этом обычно знают все соседи. Мамы порой орут так, что соседи-пенсионеры на всякий случай тоже повторяют таблицу умножения, ну или пьют корвалол. И это только маленькая часть образования, которую ребенок приносит домой из школы. А теперь представьте, что ребенок принес домой всю школу, все предметы. И вы единственный взрослый, кто ответственен за его знания по всем этим предметам…
Подавляющее большинство родителей не педагоги. Они не знакомы с программами, с методиками преподавания, у них нет представления о возрастной психологии (да и вообще о детской), они не знают, с какого конца хвататься за эту учебу. И потому нервничают. Ведь давление со стороны общества, проверяющих органов и родственников не исчезает, когда вы уходите из школы. Наоборот — в некоторых случаях только усиливается.
В семьях, в которых мама принимает на себя роль учительницы, происходит смешение ролей, и мало какой ребенок может абстрагироваться и принять эти правила игры: утром мама строгая, потому что учительница, а вечером мама добрая, потому что просто мама. Ребенок вполне понятно обижается на маму, отчитывающую его за кривую букву или неправильно решенную задачу, за которую раньше отчитывала Марьпетровна, а мама злилась на Марьпетровну за это. Теперь мама на месте Марьпетровны, и она изрядно нервничает, видя, что ребенок и впрямь «ленивый» и «глупый». А ведь ей казалось, что это школа была несправедлива к нему, что это школа не могла найти подход, а уж я-то «счас как ух!» научу.
Вторая: сами дети не хотят учиться нигде — ни в школе, ни дома
Нервозности родителям придает и то, что сами дети не особо-то рвутся грызть пресловутый гранит науки. Их надо заставлять это делать. Силой, криком, шантажом. На семейное обучение нужно забирать детей, которые действительно сами хотят учиться, но школа мешает, или возможности школы для этого конкретного ребенка ограничены.
Потому что стремление к учебе либо есть, либо нет. И сменой климата — со школьного на домашний — оно, как правило, не лечится. Забирая двоечника из школы, вы не сделаете из него отличника только потому, что он теперь под вашим руководством будет корпеть над учебниками. Нет, не будет. Инерция избегать умственных нагрузок останется с ним и дома. Родители, которые это понимают, выбирают вариант государевой школы: там хотя бы несколько взрослых будут его «пинать» и заставлять учиться, тянуть, что называется, за уши из класса в класс. В одиночку же родитель «отобьет» себе все ноги о неподъемный зад человека, замотивированного только на одно — на компьютерные игры и лоботрясничество.
Третья: от школьной программы не уйти даже на вольных хлебах
Романтическое представление о том, что мы будем с ребеночком заниматься всем, чем хотим, и школа нам не указ, очень быстро разбивается о реальность. Назовем ее ежегодной аттестацией. Да, вы можете изучать все, что угодно: корейский язык, историю друидов, особенности стихосложения или геологию Марса, но все это в свободное от школьной программы время. Потому что школьная программа должна быть сдана в обязательном порядке, желательно в полном годовом объеме, а все остальные таланты ребенка можете оставить себе.
К такому положению дел большинство родителей, конечно же, приспосабливаются, быстренько учат ненавистные ОБЖ, ОРКСЭ и прочие аббревиатуры. Просто у многих не остается уже сил и желания на другие интересные знания, пока учишь школьную программу. Так стоит ли оно того — учить дома то же самое, что учат и в школе?
Четвертая: качественное семейное образование это очень дорого. Не спорьте
Что бы ни говорили сторонники семейного образования, уверяя, что дешевый интернет покрывает все затраты, это не так. Да, в интернете можно найти много бесплатных курсов и ресурсов. Но бесплатный сыр, как говорится… Качественные курсы как и рейтинговые репетиторы, стоят денег. Ни у одной мамы, даже самой умной, нет знаний по всем предметам, чтобы в любой момент помочь ребенку в трудном моменте. Не забываем еще и про то, что мама в большинстве семей это рабочая единица, которая должна приносить какие-никакие, а деньги.
Качественное семейное обучение, конечно же, требует хороших вложений сил, времени и денег. Оборудовать учебное место, купить нужные книги, нанять репетиторов, закрепить ребенка за образовательными сервисами, онлайн-школами, возить по экскурсиям, следить за всесторонним развитием, не забывать о дополнительном образовании и социализации.
Пятая: СОЦИАЛИЗАЦИЯ
По частотности упреков в адрес семейников социализация стоит на первом месте, на самом деле. В глазах общественности семьи, которые учат детей своими силами, выглядят подозрительно: многим кажется, что детей изымают из школы специально, чтобы держать их дома взаперти, как в клетке, и не выпускать к людям. Это очень ложное представление. Во-первых, потому что семейники как раз наоборот социально весьма активные люди, просто их социализация не проходит днями напролет в одной только школе. А во-вторых, значение социализации сильно преувеличенно. Школа вообще не гарант воспитания социально адекватных людей, если что.
На самом деле, это очень круто, что в нашей стране у родителей есть возможность брать на себя ответственность за образование своих детей. В Германии, например, у родителей такого права нет вообще. И, возможно, семейников у нас было бы больше, чем средние 10 тысяч, если бы родителей не пугали вышеупомянутые причины плюс индивидуальные обстоятельства, если бы еще была материальная помощь со стороны государства и моральная поддержка со стороны общества.
Так что, если смотреть на эту цифру с другой стороны, то можно сказать, что отважных семейников — людей, которые не смотря на проблемы и трудности, не перекладывают ответственность за обучение детей на школу, а занимаются им сами — в нашей стране не так уж и мало, на самом-то деле…
— Ольга Иванова