Недавно ко мне обратилась чрезвычайно обеспокоенная мама. Даже по телефону было слышно, что она в отчаянии и буквально чуть не плачет. Дочка перешла в 5 класс. Пока училась в начальной школе, по русскому языку была твердая четверка, но часто и 5 ставили. Пошла 1 сентября в школу, оценки по русскому языку – 7 троек. Мама сходила к учителю, тот сказал: «У вашей дочери вообще нет знаний за курс начальной школы». Мама в недоумении. Но ведь знания же были. Куда они делись?
Тот самый момент, когда мне трудно быть объективной, ведь, несмотря на что по основному образованию я филолог, уже 8 лет преподаю в начальной школе. И мечтаю повторить опыт В. Сухомлинского: взять детей в 1 классе и довести до 11. Думаю, в частной школе у меня получится это осуществить. А тут еще недавно статью прочитала учителя, который как раз ведет уроки в 5 классе. И она так небрежно пишет: «Уже в первые дни видно, на какую оценку будет учиться ребенок». Да ладно! Серьезно? Вот так вот неделю ребенок походил в школу, и профессионал приговорил его к тройке. Все понял за одну неделю, хотя в 5 классе в первой четверти вообще адаптационный период, учителям рекомендуют не зверствовать. И автор вопрошает: «Почему у троечников часто в начальной школе 4 или 5 стоит?»
Я попробую ответить на этот вопрос. Боюсь, получится длинно, но уж как есть. Тема для меня больная.
Первое, что приходит в голову, - оценки в начальной школе завышают. И не буду говорить, что это абсолютно не так. Да, сталкивалась с педагогами, которых могу смело назвать профессионалами, но они открыто говорили, что оценки завышают. «А зачем ребенку жизнь портить?» Примерно так объясняли они свою мотивацию. Итак, иногда оценки завышают, я считаю, что это неправильно. Но, к сожалению, не менее часто бывает и другая ситуация. Когда в той же начальной школе учителю не понравился ребенок, возник конфликт с родителями, и все. Что бы он ни делал, у него 2 или 3. Я даже сталкивалась с тем, когда учитель (язык не поворачивается назвать таких профессионалами) говорил: «Написал идеально. Еле нашла, к чему придраться. Не может он на 5 знать!»
Что я этим хочу сказать? Что выставление оценок очень субъективно. И не только в младшей школе. Но сказать, что отличники скатываются на 3 только из-за того, что им завышали оценки, будет неправильно. Одним завышают, другим занижают, но ни разу не слышала, чтобы кто-то сказал, что класс троечников внезапно в 5 классе стал классом хорошистов. Оценки ВСЕГДА становятся хуже. Значит, причина не в этом.
Я считаю, что решающим здесь является именно отношения между учителем и ребенком. В начальной школе они особенные. За 4 года почти все дети становятся твоими родными. А своему ребенку не у многих рука поднимется плохую оценку поставить. Ты в своего веришь. Ты его вдохновляешь, мотивируешь. Говоришь: «Ты можешь, старайся». И дети откликаются на эту веру, стараются. Лично я к своим очень строга при выставлении оценок и не буду натягивать ни за что. Но при этом каждый знает, что если постарается, может получить 5.
И вот тут мы подходим к самому главному. А что такое, собственно, оценка? Мне понравилось такое определение: оценка – это гирька, которая взвешивает знания. Проверил знания, взвесил. Если их много – поставил 5, если мало - поставил 3 или 2. И получается, что у многих учителей в начальной школе есть эта мотивация: дать детям знания. Они ищут другие пути, вдохновляют и побуждают.
А это очень важно. Это подтверждено экспериментами, а я это наглядно наблюдала. В класс, который считался сильным, приходит учитель, который уверен, что все идиоты. И внезапно все начинают писать с ошибками, не могут вспомнить самого элементарного. Затем приходит педагог, который уверен, что класс сильный, и неожиданно все начинают хорошо выполнять и домашнюю, и классную работу. Предвзятость? Нет. Дети просто оправдывают наши ожидания. Если не верите, почитайте про выученную беспомощность. Вот здесь очень хорошо об этом написано.
Вот и получается, что в начальной школе я не тороплюсь ставить 3, а 2 ставлю, только если ребенок принципиально не готовится к уроку. За лень не жалею нисколько. А потом этот ребенок переходит в 5 класс, а учитель, понаблюдав за ним 5 дней, выносит приговор: этот будет учиться на 3. И дальше буквально душит тройками. Но разве тот факт, что у ребенка не хватает знаний не говорит о том, что надо ему помочь? Нет я не говорю о дополнительных занятиях. Но элементарно: «Кажется, ты забыл падежи. Повтори, завтра еще раз попробуешь». Дать шанс исправить, сделать работу над ошибками, дать шанс выучить и получить хорошую отметку.
А то получается, что мы роль учителя сводим к профессии продавца: взвесил, выбил чек. Тройка тебе. Скажи спасибо, что не двойка.
В общем, очень эмоционально получилось, потому что уже вижу, что ждет «моих» учеников в следующем году.
А как вы считаете, почему успеваемость падает? Кто виноват и что делать?)))