9 подписчиков

Музыка вдохновляющая: как она помогает писать?

Ах, приветствую вас, читатели! И хочу встретить вас неожиданным вопросом: как часто у вас появляется желание что-нибудь написать? Какое-то смутное ощущение, собранное по крупицам вашей интуицией, терзающее вас горячим желанием... а вот найти точку, с которой и пойдёт ваше путешествие, не выходит. Как ни бейся, она всё время ускользает, а только поймай - и длинная нить, идущая от вашей души, убегает на страницы блокнота или тетради, красиво укладывается строчками слов и мыслей, пока вы не вздыхаете удовлетворенно и не откладываете в сторону перо. Получилось! Вот и новое стихотворение!

Да, вдохновение - необычайно тонкая вещь. Не углядишь, пропустишь её нечаянно мимо себя - и всё, уже не догонишь той возможности создать шедевр. Пожалуй, вдохновение можно и даже нужно определять не просто как порыв души, а скорее как ВОЗМОЖНОСТЬ создания чего-либо. Да, стихотворцы могут быть чистыми ремесленниками и писать по поэме в день, не уповая на капризную длань вдохновения, да и писатели тоже не промахиваются с таким подходом. Тот же Стивен Кинг - по большей части писатель-ремесленник, от появления задумки до её полной реализации у него уходит примерно столько же времени, сколько занимает чтение какого-либо его романа (молчу про Д. Донцову, которая вроде бы признавалась, что успевает написать одну книгу, пока едет в поезде). Ни одного автора такая характеристика не должна оскорблять, ведь это просто собственный способ проявления своего Я, точно так же, почему я сам пишу одну книгу уже десять лет и всё никак не могу закончить её полноценно. Это было лирическим отступлением.

Однако, не все поэты и писатели могут заставлять себя усесться за рояль жизни и начать писать что-то тут же, как мысль пойдёт (или даже если по предварительно составленному плану, суть почти одна). Им нужно настроиться, нужно внутренним взором почувствовать атмосферу того места, времени или эмоции, в которые должно окунуться с головой творцу, чтобы сделать мир чуточку лучше своим творческим гением. Для этого лучше всего подходит место уединённое, тихое, настраивающее на созерцательный лад, успокаивающий комфорт которого заставляет впадать в нирвану... и так ничего и не написать.

Происходит так оттого, порой, что в наступающем успокоении мысль как бы засыпает, медленно ворочается где-то далеко в извилинах и получать конкретное практическое развитие уже не особо-то и желает. Ну и правда, а зачем ей это? Если у организма человека нет испытания, нет чувства неудовлетворённости чем-то, нет даже небольшого стресса, то он зарастёт жирком рутинной обыденности. Так и душа человека (будем для удобства считать, что сознание не является важной составляющей в данном случае) - без внутренних потрясений, открытий и живого любопытства к миру вокруг она, душа, будет обрастать жирком безразличия и скуки. Лично в моём случае, скука как раз таки действует на меня отрезвляюще и заставляет мысль двигаться, потому во время перерывов в работе у меня появляется примерно половина тех стихотворений, что я обычно пишу в течение полугода.

Но это один способ, очень схожий по своему характеру с работой писателей- и поэтов-ремесленников, только предназначен больше для развлечения мозга, нежели получения реального результата. Хотя и он часто оказывается на голову выше того, что написано бывает с чёткой задачей именно написать, то есть кайфа вдохновенного порыва. Что ж, раз на раз не приходится, абсолютизация определённого способа в качестве лучшего никогда ещё к конкретному результату не приводила (утверждение голословное, можете придираться).

Тем не менее, есть вариант совмещения этих способов в, казалось бы, экзотическом ключе и, одновременно, совершенно обыденном. И тут мы, наконец, подобрались к теме статьи, можем поздравить друг друга. Включайте любимую музыкальную композицию и начинайте писать.

Почему именно музыка?

Всё дело в 1) мозговых центрах удовольствия (нет, автор статьи не знает, сколько их на самом деле), 2) выработке эндорфинов и 3) определённому ритмическому рисунку, что заложен во всех кульбитах практически любой музыкальной композиции. Третье влияет на первое, а то, соответственно, на второе, а всё вместе позволяет испытать организму удовольствие и погрузить счастливый мозг в чан с положительными эмоциями даже в отрицательной эмоциональной нагрузке песни. Просто мы любим пострадать хоть немножко и даже ловим от этого усладу кайф. Соответственно, мы уже с большим рвением можем приступить к написанию чего-либо и вложить в это больше своей души, поскольку иногда музыка в определённый момент может приоткрыть нечто новое в обыденной реальности.

Также она способствует лучшему проникновению в глубинное восприятие явления, о котором вам необходимо по ходу создания произведения написать. Определённый ритм песни позволяет мозгу как бы предугадывать дальнейшее построение рисунка, вспомнить подходящие по смыслу слова, вообще активизирует достаточно много отделов головного и спинного мозга - вспомните, как часто вы почти на автомате начинаете отстукивать пальцами или притопывать ногами под определённую музыку, вообще двигаться. Это тоже своего рода настройка организма на нужный лад, однако не всякая музыка, естественно, подходит для этого. Например, слишком лиричная может запросто сбить весь ваш настрой и успокоить мозг до состояния апатии, а вот слишком агрессивная заставит почувствовать себя не в своей тарелке. В то же время музыка, что имеет четкую ритмическую структуру, зачастую даже подсказывает лучший выбор слов из тех, что наличествуют в лексиконе: сильный момент указывает на ударный слог, чередование сильных и слабых моментов указывает на размер стиха. Потому обычно слова кладутся на музыку, а не наоборот - легче написать поэтическое произведение, опираясь на готовый ритмический рисунок, нежели подготавливать мелодию на основе текста, подгонять её в рамки словесного выражения мысли автора. Причина, правда, кроется не только в этом, но об этом лучше поговорить с композиторами.

Когда лучше всего настраиваться с помощью музыки?

Ответ прост: когда вы одни.

На самом деле, лучше всего можно вдохновиться в определенное время и с определенным набором действий и условий. Мой пример: это пешая прогулка в одиночестве зимой ранним утром, когда даже большой слой одежды как бы помогает погрузиться в самого себя, в свои ощущения, чувствовать "дискомфортный комфорт" - когда в тепло под одеждой вдруг просачивается предательский холодок да и подспудно он постоянно и снаружи, и внутри, что не позволяет отдаться чувству безопасности полностью. Организм оказывается настороже, а с утра он ещё и более восприимчив к любому воздействию (к середине дня и вечеру эффект пропадает из-за усталости), потому музыка, даже некогда любимая, но уже приевшаяся, по-новому отзывается где-то в глубине сознания, порождая интересные образы и сочетания фраз, новые взгляды на окружающую действительность, да и просто помогает получить дозу эндорфинов даже в самый пасмурный и тяжелый день, а иногда и в этом находить что-то положительное. К счастью, в наше время музыка у нас всегда под рукой, и недостатка в этой вдохновляющей подпитке почти не бывает. Главное - держать под рукой блокнотик и ручку, а лучше сразу две. А то вдруг вдохновение нагрянет?)

Автор статьи не несёт ответственности за вашу неудовлетворенность текстом статьи, любимой музыкой и несогласие с логикой рассуждений. Статья написана по следам собственных заключений и долгого отсутствия сна и не претендует на истину в последней инстанции. Можете считать её шуточной или реально полезной, автор не станет вас преследовать и заставлять слушать только хорошую, по его мнению, музыку. Хотя ему хотелось бы увидеть хоть какую-нибудь реакцию на данную работу.

Всего вам самого наилучшего и вдохновения!