Игральная кость или кубик — популярный "генератор” случайных чисел в различных настольных играх. В статье предложен электронный вариант такого устройства с индикатором на светодиодах.
Схема устройства показана на рисунка, его основа — микроконтроллер, у которого в качестве генератора тактовой частоты использован встроенный RC-генератор. Питающее напряжение на индикатор, собранный на светодиодах HL1—HL7, поступает с линий порта RB1—RB7 "Бросают" кость кратковременным нажатием на кнопку SB1. После подачи напряжения питания нажатие должно быть двукратным, затем достаточно однократного. Микроконтроллер подсчитывает число импульсов тактовой частоты за интервал между нажатиями, а поскольку в каждом конкретном случае он различен, "выпавшее" число будет случайным.
Диодный мост VD1 выпрямит питающее напряжение, если оно переменное, и обеспечит правильную его полярность, независимо от полярности подаваемого на гнездо XS1. Напряжение питания микроконтроллера стабилизировано интегральным стабилизатором DA1. Для питания устройства можно применить нестабилизированный сетевой блок питания или батарею аккумуляторов напряжением 9... 12 В. Благодаря наличию диодного моста, как уже сказано выше, для питания пригоден и источник переменного напряжения 7...9 В.
Все элементы устройства монтируют на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита, чертёж которой показан на втором рисунке. Внешний вид собранной платы показан на последнем рисунке. Налаживания устройства не требуется.
Всем хороших новых идей!