12 подписчиков

Система образования: чем плоха монополия?

В 6 классе я сказал преподавателю физики, что этот предмет скорее всего мне не пригодится, так как я гуманитарий.

- Как не пригодится? А как же ты сдашь экзамены?

Этим постом коротко постараюсь описать главный недостаток системы образования в России и других странах. Оно обладает 3 главными свойствами, это:

  • монополия (государства)
  • принуждение (государством (косвенное или прямое))
  • регулирование (государством)

Поскольку образование это продукт, то можно сравнить его с другим продуктом, например с колбасой. Представьте, что государство озаботится тем, что не все люди едят достаточно колбасы и начнет раздавать ее централизованно, по талонам.

Государственный или связанный с государством производитель будет слабо заинтересован в качестве такой колбасы, ведь сбыт гарантирован.

“Продавец” может вам нахамить, ведь его зарплата не зависит от ваших денег, он работник госпредприятия по распределению колбасы.

Отказ от государственной колбасы и поход в частный магазин будут означать потерю уплаченных через налоги денег, которые пойдут на производство этой колбасы.

Если при отмене “бесплатной” колбасы кому-то не хватит на нее денег, то государству разумнее не тратить деньги на производство колбасы, а распределять их отдавая людям просто-так, попутно стараясь уменьшить объем перераспределения, чтобы уменьшить налоги.

Наше современное постсоветское образование и есть колбаса. Как именно причиняется вред с помощью такой системы я расскажу в других постах. Пока я кратко охарактеризую ее как монопольно-принудительную