Эти два смазочных материала существуют уже очень давно, можно сказать, что от момента «развитого социализма», когда наша промышленность старалась догнать и перегнать, с чем боле – менее успешно справлялась. И литол и солидол имеют в своей основе нефтяные масла, но они различаются по наличию других компонентов, а следовательно и по эксплуатационным характеристикам, таким, как температура эксплуатации, влажность. Кроме того, эти составы имеют и по несколько модификаций.
Как квалифицировать литол
Смазка Литол, это такая смесь, которая имеет в своем составе нефтяное масло в основе, из - за которого она достаточно устойчивая к влаге и присадки. Процесс загустения масла происходит с использованием мыла лития стеариновой кислоты. Этот элемент придает литолу возможность эксплуатировать смазку при больших перепадах температуры и дает хорошее сцепление с поверхностью, то есть вязкость. Цвет смазки от светло бежевого до шоколадного, выпускается в четырёх видах:
1. ЦИАТИМ-201
- ЦИАТИМ-202
- ЦИАТИМ-203
- Литол-24
ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 применяют в тех узлах, которые имеют небольшую нагрузку, при этом отсутствуют усиленные сдвиги материала защищаемого оборудования. Наиболее используются эти смазки в электротехнике, радиотехнике и других приборах, имеющих высокую точность. Эти марки смазок обладают высочайшей морозостойкостью. Температурные рамки применения литолов этих типов широкие и колеблются от -50 °С до +100 °С. Марка ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, в связи со схожестью свойств, могут быть заменены друг другом.
Если взять ЦИАТИМ-203, эта смазка в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. Но в этом составе в этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств. Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202. Защита от износа деталей механизма также улучшена.
Литол-24,кроме того, что вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов, за счет особых присадок предотвращает окисление деталей. Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках. Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.
Как квалифицируется солидол
Солидол, как литолы имеет в своей основе нефтяные масла, но загустителем в этом материале выступает кальциевые мыла на основе высших кислот. Температура функциональной пригодности солидола ограничивается -30 °С… +75 °С. В зависимости от кислот, применяемых для загущения, различают два типа солидолов:
В жирных солидолах применяются жирные кислоты природного происхождения. Солидолы синтетические имеют в составе синтетические кислоты. Они дешевле жировых аналогов и примерно сравнимы по качеству. Выпускаются две основные марки синтетических солидолов УС-1 и УС-2. При эксплуатации разрешается смешивать разные виды солидолов, что не нарушит свойств общей смеси.
Плюсом солидола считается то, что в процессе эксплуатации нанесённый солидол практически не вымывется. Из-за очень высокой жирности и невысокой рабочей температуры солидолы применяют в узлах и механизмах, работающих во влажных условиях на ненагреваемых участках (тихоходные редукторы, агротехника). К отрицательным свойствам данного смазочного материала относят низкая механическая стабильность и вязкость, Причем чем выше температура эксплуатации, тем хуже вязкость.
Сравниваем солидол и литол
Из вышеперечисленных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику. Оба материала были созданы в 70-х годах еще прошлого века, а потому морально устарели и не соответствуют требованиям современного машиностроения на все сто, особенно это касается солидола. Бережные автовладельцы и механики, не экономящие на техническом обслуживании авто, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.
Если же все-таки стоит вопрос выбора между солидолом и литолом, то предпочтение стоит отдавать литолу-24 или ЦИАТИМу-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.
При смазывании крутящих деталей также лучше выбирать смазки семейства литола. Благодаря густоте уменьшается вибрация, а соответственно и шум при работе. Но стоит понимать, что речь идет не о куллерах системных блоков персональных компьютеров и вентиляторов вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях. Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в отрицательную температуру, будут схвачены литолом как пластилином и точно не смогут выполнять своих функций.
Высокая влажность также не является прямым указанием к использованию солидола. Нужно учитывать все характеристики рабочей среды. Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но солидол предпочтителен в легкоразъедаемой среде. Литол в таких условиях способен испортить резиновые детали, заставив их разбухнуть, ПВХ разъедается до дыр, на низкокачественном пластике остаются следы.
Сравним цены на оба варианта смазочных материалов. В среднем по стране цена одного килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола обойдётся в два раза дороже - порядка 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет магазины.
По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во - первых солидол не сможет выполнять тех функций литола, даже если будет бесплатным, а во вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется во много раз дороже. А значит стоит придерживаться строгого списка того, к чему применим тот или иной смазочный материал. В завершении хотелось бы подытожить все пункты, по которым различаются масляные смазки солидол и литол:
- Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
- Вязкость смазочного материала. Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
- Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
- Агрессивность материала. Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
- Антикоррозионность материала. Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
- Агрессивность литола к алюминию, особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.
- Стоимость покупки смазки. Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
- Срок хранения. При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии. Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
- Доступность. И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.