Найти в Дзене
Флориан Блэк

The Rolling Stones - "Goat's Head Soup" 1973: Пряный супчик по ямайскому рецепту.

Недавно поклонников группы The Rolling Stones осчастливили переизданием альбома 1973 года "Goat's Head Soup" ("Суп из головы козла"), новый микс для которого выполнил Джайлс Мартин - сын легендарного продюсера The Beatles Джорджа Мартина. В расширенное издание вошли три ранее не издававшиеся композиции, множество демо-версий и запись концерта в Брюсселе, состоявшегося 17 октября 1973 г. - на

Недавно поклонников группы The Rolling Stones осчастливили переизданием альбома 1973 года "Goat's Head Soup" ("Суп из головы козла"), новый микс для которого выполнил Джайлс Мартин - сын легендарного продюсера The Beatles Джорджа Мартина. В расширенное издание вошли три ранее не издававшиеся композиции, множество демо-версий и запись концерта в Брюсселе, состоявшегося 17 октября 1973 г. - на самом деле в тот день группа дала два представления, из которых были выбраны наиболее удачные фрагменты. Бокс-сет, выполненный в стиле "дорого-богато", состоит (на выбор) из четырех виниловых пластинок или CD - кому что нравится. Плюс пара килограмм различной бумаги: буклеты, постеры, открытки и тому подобное. Конечно, всё это представляет ценность для фанатов, но мы поговорим об этом замечательном альбоме в его первозданном виде, а также вспомним обстоятельства, при которых он создавался.

Для того, чтобы записать новые композиции, музыкантам пришлось податься аж на Ямайку - и не столько из любви к экзотике, сколько потому, что старушка Европа была весьма шокирована поведением рок-шалопаев, и въезд в большинство континентальных стран им был закрыт. Став в родной Британии "налоговыми изгнанниками", они свою предыдущую пластинку делали в благословенной Франции, на вилле Кита Ричардса, и те сессии сопровождались диким наркотическим угаром, скандалами в прессе и неприятностями с полицией, причем больше всех отличился сам гостеприимный хозяин. Эта атмосфера хаоса породила один из самых великих и противоречивых альбомов Стоунз, двойной Exile On Main St., но теперь группа хотела записаться в более спокойной обстановке. Ямайка оказалась подходящим местечком, и музыканты впервые за долгое время работали на расслабоне, ощутив себя в своеобразном коконе безопасности. Возможно, именно этот кокон символизируют фотографии на обложке диска, где все участники группы предстают тщательно упакованными в целлофановую пленку. (Правда, штатный басист группы Билл Уаймен не прельстился островной экзотикой и частенько отсутствовал в студии, так что отдуваться за него приходилось Киту Ричардсу и Мику Тэйлору). Расслабленность проникла и в музыку альбома, включающего несколько самых лирических баллад в творчестве коллектива. Также заметно сильное влияние фанка, а в некоторых песнях слышны ретро-мотивы: группа существовала уже достаточно долго, чтобы себе это позволить. Продюсером пластинки вновь выступил Джимми Миллер, чьё сотрудничество со Стоунз на этом закончилось, принеся Миллеру не только хорошие заработки, но и тяжелую наркотическую зависимость. Помогали группе уже хорошо знакомые персонажи - Ники Хопкинс (Nicky Hopkins) - пианино, Билли Престон (Billy Preston) - орган, клавинет, Иэн Стюарт (Ian Stewart) - пианино, Бобби Киз (Bobby Keys) и Джим Хорн (Jim Horn) - саксофоны.

-3

Сессии в кингстонской студии "Dynamic Sound" начались ещё в конце 1972 года и продолжались до февраля - 1973. Доработкой и микшированием материала занимались в Лондоне и Лос-Анджелесе, а первые экземпляры готового альбома вышли из-под пресса в августе. Благотворный ямайский климат и тусовки с местными музыкантами сделали работу весьма плодотворной: по словам Ричардса, группа записала множество треков, хотя в окончательный вариант "Супа" вошло только десять композиций (впоследствии некоторые из отвергнутых песен всплыли на альбоме 1981 года "Tattoo You").

🔸Dancing With Mr. D (Танцуя с мистером Ди).

Для вступительной композиции требовался эффектный рифф, на которые был так горазд Ричардс. Маэстро не подкачал, проявив остроумие и смекалку. Что сделал Киф? - взял стандартный блюзовый ход на 4/4, обычный "квадрат", и буквально вывернул его наизнанку, сыграв задом наперед - идея простая до гениальности. Мик Тэйлор с удовольствием включается в игру, опутывая ричардзовскую конструкцию пронзительными пассажами своей гитары, будто колючей проволокой. Он же играет впечатляющую басовую партию, составляя с Чарли Уоттсом отличную ритм-секцию. Качает не по-детски! Ну и Мик Джаггер купается в родной стихии драматического актера, эмоционально исполняя полный черной магии текст о своих встречах с таинственным мистером Ди, олицетворяющим Смерть. Кто-то из тогдашних музкритиков, сейчас не вспомню кто, обозвал эту песню "глупой" - лучше бы не умничал, право.

🔸100 Years Ago (Сто лет тому назад)

Фанк и гитара с "квакушкой", на которой играет Тэйлор, правят бал в этой композиции с её изящными переходами. Билли Престон сыграл на клавинете, а бас-гитару взял на себя Кит Ричардс. Джаггер задумывается о проблеме старения, вопрошая в припеве: "Может быть, не становиться взрослым - это мудрое решение?" Что ж, приближаясь к возрасту ХристаМику, и Киту в том году стукнуло по 30), самое время озадачиться этой темой, особенно если ты рок-звезда и кумир молодежи. Но похоже, что сейчас, в свои 77, Джаггер уже перестал волноваться по этому поводу))

🔸Coming Down Again (Очередное падение)

Классическая любовная баллада Ричардса, в которой он исполняет партию ведущего вокала. Откровенный текст рассказывает о грехопадении лирического героя, "разинувшего рот на чужой каравай" - намек на известную историю, когда Кит увел у закадычного дружка Брайана Джонса его женщину Аниту Палленберг. Впрочем, никакого раскаяния герой не испытывает, философски замечая, что "когда ты голоден - это не преступление". Умиротворенная музыка, полная томной неги, подчеркивает настроение: на передний план выходит фортепиано Ники Хопкинса, а Бобби Киз исполняет замечательное соло на саксофоне - апофеоз кайфа и безмятежности. Даже бас-гитара в руках Мика Тэйлора звучит мягко и бархатисто, без признаков агрессии. Твердая пятерка.

🔸Doo Doo Doo Doo Doo (Heartbreaker) (Ду-Ду-Ду-Ду-Ду (Разбиватель сердец)

А вот здесь агрессии хоть отбавляй, и Мик Джаггер очень сердится. В самом деле, какой же альбом Rolling Stones без песни протеста? Группа бичует пороки буржуазного общества не хуже газеты "Правда" : тут и полицейские, в пылу погони по ошибке застрелившие подростка, и десятилетняя девочка-наркоманка, вонзающая в руку шприц, чтобы умереть от передоза, и её равнодушная мать, говорящая, что у ребенка не было ни шанса... "Разбиватели сердец, я хочу разрушить ваш мир!" - голос певца полон гнева, но на этом альбоме, помещенная между двух нежнейших баллад, такая злая песня выглядит малость чужеродной. В музыке вновь доминирует фанк, лихо, как в кино, наяривают дудки, гитара скрежещет, а хор подвывает "дуу, дуу", напоминая голоса неприкаянных духов, витающих над землей. Словом, жесть.

🔸Angie (Энджи)

Эту песню знают все, даже те, кто ничего не знает о The Rolling Stones. В репертуаре группы всегда были подобные композиции - вспомнить хотя бы As Tears Go By или Lady Jane - но именно Angie стала самой популярной из них. Тэйлор с Ричардсом взялись за акустические гитары, чтобы сыграть запоминающийся аккомпанемент, Ники Хопкинс тут как тут со своим деликатным фортепьяно, даже Билл Уаймен соизволил появиться в студии и немного "побасить". Чарли Уоттс блеснул изобретательной игрой, а ярче всех выступил Джаггер, вложив всю душу в печальный рассказ о расставании влюбленных. До сих пор ведутся споры о том, кто же такая Энджи, но учитывая исповедальные строчки в тексте и неподдельную грусть в голосе, я склоняюсь к тому, что Мик поет о Марианне Фэйтфулл. Лирическая баллада была выпущена на сингле - нетипичный выбор для Стоунз - и заняла высокие места в различных чартах, а в "горячей сотне" журнала Billboard поднималась на первую строчку. Для раскрутки песни были также сняты два видеоролика.

🔹Вторая сторона пластинки открывается бодрым номером Silver Train (Серебряный поезд), несколько выбивающимся из общего настроя. Впрочем, вещь и сочинялась на несколько лет раньше - первый вариант группа записывала ещё в 1970 году, во время работы над альбомом Sticky Fingers, где она прозвучала бы более уместно. Джаггер вспомнил о своём умении играть на блюзовой гармонике, а настырную партию фортепиано исполнил Иэн Стюарт. Американский музыкант Джонни Винтер (Johnny Winter), услышав демо-версию композиции, загорелся желанием записать свою версию - и сделал это, включив её в альбом Still Alive And Well, который вышел даже раньше пластинки самих "Роллингов". Редкий пример удачного "кавера" на песни группы.

🔹Hide Your Love ( Скрываешь свою любовь)

Джаггер продолжает блюзовую тему, аккомпанируя себе на рояле. Здесь вновь использован стандартный ход, идентичный, например, тому, что звучит в более ранней песне Ричардса "You Got The Silver". Довольно проходная вещь, которую спасает лишь виртуозная игра Мика Тэйлора и эмоциональный вокал. Впрочем, в исполнении Стоунз даже проходные вещи приятно слушать.

🔹Winter (Зима)

Это первая композиция, записанная для альбома - а работа над ним, как мы помним, начиналась именно зимой. Ричардс на этой сессии отсутствовал, и песня стала плодом сотрудничества двух Миков - Джаггера и Тэйлора, причем Джаггер играл на ритм-гитаре. Результатом оказалась ещё одна тёплая лирическая баллада, и в сопровождение была очень удачно добавлена партия струнных, создавая "кинематографический эффект". Вещь микшировалась по соседству с Голливудом, что вы хотите. Тэйлор не без оснований рассчитывал, что его укажут как соавтора, однако, когда пластинка вышла в свет, на ярлыке значилось лаконичное: All songs written by Mick Jagger & Keith Richard. Тэйлор проглотил обиду, но начал задумываться об уходе, осуществив свой "побег из курятника" пару лет спустя. Поучаствовал в записи и Билл Уаймен, работавший в то время над своим первым сольным альбомом. Многие ценители считают именно Winter лучшей песней на диске.

🔹Can You Hear The Music (Слышишь ли ты музыку?)

Возвращение в психоделические времена с первобытными шаманскими ритмами, флейтами в аккомпанементе и текстом о музыке, разлитой в воздухе, чтобы нести людям счастье. Производит сильное впечатление благодаря дикарской мощи, которая смягчается в припеве, говорящем о том, что любовь - это тайна, которую невозможно разгадать. Очень хорошо слушалась бы в 1967 году, в разгар эры хиппи. Однако наступали более циничные времена, что продемонстрировала композиция, завершающая альбом.

🔹Star, Star (Звезда, звезда)

Начинаясь с весёлых рок-н-ролльных аккордов в духе Чака Берри (Chuck Berry), эта вещь разворачивается в непристойную феерию, посвященную женщинам, которые охотятся за звездами с целью переспать с ними (первоначальное название песни, попавшее под запрет, но неоднократно повторенное в концовке - Starfucker). Джаггер со знанием дела поёт о разных сексуальных шалостях и трюках, а заводная музыка напоминает о том, что само словосочетание "rock'n'roll" - не что иное, как эвфемизм для обозначения полового акта. Упоминавшийся в песне популярный киноактер Стив Макквин (Steve McQueen), по слухам, был весьма польщен. "Вживую" слушается (и смотрится) грандиозно.

После выхода альбома в свет на него обрушились критики, утверждавшие, что The Rolling Stones потеряли свою значимость, скатившись в мелкотемье и декаданс. По счастью, я, только-только закончивший школу и поступивший в универ, не имел тогда возможности читать зарубежную прессу и слушал запись с наслаждением - от этой музыки захватывало дух. Альбом казался мне загадочным, романтическим и авантюрным, словно какой-нибудь приключенческий фильм, который можно пересматривать бесконечное количество раз.

Впрочем, почему же "казался"? Он остался для меня таким и сейчас.

The Rolling Stones/1966: Долгое послеблюзие.
The Rolling Stones/1967: туман, дурман, казенный дом.
The Rolling Stones/1967: Сатанинские Величества сеют хаос и анархию!
The Rolling Stones/1968: Пирующая голытьба в рок-н-ролльном цирке
The Rolling Stones/1969. Первая кровь.
The Rolling Stones/1969: Первая кровь (Часть 2)
The Rolling Stones/1969. Первая кровь (Окончание)

Mick Jagger. Попытки сольной карьеры