23,5K подписчиков

6 мифов об онлайн-образовании: отвечают эксперты из Яндекса, Universal University, фонда «Шалаш» и Европейского университета

1,2K прочитали

10 ноября пройдет Yet another Conference on Education (YaC/e) — онлайн-конференция Яндекса о людях и технологиях в образовании. Мы собрали популярные вопросы и страхи вокруг дистанционного образования. Взрослым сложнее учиться, чем детям? Мешает ли обучению отсутствие рабочего места? Как удержать дисциплину в Zoom? На эти и другие вопросы отвечают люди, которые связаны с современным образованием.

Миф первый: онлайн-образование — это пережиток пандемии

Действительно ли эта тема важна и актуальна всегда? Может, онлайн-обучению пора снова отойти на второй план, уступив место очным программам?

-2

Дистант и онлайн появились не в 2020 году. Заочное, дистанционное образование существует с XIX века, когда в некоторых странах женщины из богатых семей не имели возможности поступить в университет и для них создавали заочные программы. Современная история дистанта, с которой все остро столкнулись в этом году, — лишь вариация традиций. Они веками демонстрировали свою полезность, в том числе в советское время. Главный миф заключается в том, что заочные программы вторичны и всё прекрасное в нашем образовании — это наследие обычных советских школ. Не совсем так.

Я учился в советской школе и в МФТИ. Множество выпускников топовых вузов поступили и отучились лишь потому, что прошли заочные курсы при этих вузах. Обычные школы, даже в Москве, не давали такого шанса, не могли обеспечить кадровый резерв того, что называется гордостью советской науки. Всерьёз готовить ребят из далёких городов и посёлков можно было исключительно по почте. Не было другого медиа. По почте им присылали задания, по почте они возвращали решения и получали фидбэк. Сегодня есть возможность делать это на других технологиях.

Коронавирус помог тем, что заставил нас научиться применять технологии, пройти через этот не всегда приятный процесс. Когда нет острой нужды, сложно выработать новую привычку. И вдруг весь мир загоняют в условия, в которых выбора нет. Пусть для многих это происходило из-под палки, зато у всех появились новые умения: учиться, учить и работать в онлайне. Теперь пришла пора использовать полученные умения уже в более спокойном режиме: делать это стало гораздо легче.

В то же время онлайн-образование не должно полностью вытеснять, уничтожать традиционные офлайн-форматы. Один метод должен развиваться параллельно с другим и компенсировать его недостатки.

Миф второй: учиться дистанционно сложно

Как поддерживать мотивацию и учиться эффективно, сидя дома? Так ли мешают обучению отсутствие рабочего места или общение с коллективом?

-3

Мотивацию человека нужно сначала понять: что студента волнует, какова потребность в обучении и сколько ресурса он готов уделять процессу. Мы задаём такой вопрос об онлайне, потому что никогда не разбирались с этим в офлайне. Нам кажется, если люди ходят на учебу, значит всё в порядке, а в онлайне они вдруг стали выпадать. Если мы работаем с проблематизацией человека, если даём физическую и эмоциональную поддержку, то удерживать мотивацию специальным образом не придётся.

-4

Учиться вообще сложно. Дистант помогает выработать важнейший навык самодисциплины и другие софт-скиллы, которые так нужны в жизни. Они не вырабатываются, когда ты сидишь в классе и не можешь заняться ничем, кроме учёбы. Другое дело, когда нужно взять самого себя за шкирку и освоить материал.

Роль преподавателя в этом — уметь учить дистанционно, сокращая, насколько возможно, разрыв с учениками. Это стало обязательным навыком, потому что во всём мире мы стремимся к инклюзивности. Да, учиться сложно, но многие раньше вообще не имели доступа к хорошему образованию. Кто-то заболел, кто-то попал в сложные карантинные условия, а у кого-то возможности изначально ограничены. Чисто гуманистически пандемия сделала важную вещь: включила в образовательный процесс людей, которые раньше были поражены в правах на обучение. На бумаге права были, а по факту просто не находилось возможности их реализовать. Распространение дистанта стало важным «выравниванием поля» в этом плане. Компании и государство были вынуждены экстренно вложить кучу ресурсов в развитие онлайн-платформ, что без помощи пандемии тянулось бы годами.

Миф третий: в Zoom трудно выстроить учебный процесс, тем более в группе

Главным инструментом при переходе на дистанционное обучение стали программы для видеоконференций. Как в этих условиях удержать дисциплину во время занятий? Влияет ли такой формат на креативность и групповую динамику?

-5

Групповая динамика в онлайн-пространстве более хрупкая — потерять внимание участников очень легко. Ты не знаешь, что происходит за кадром у ученика и на экране его компьютера. Взрослый может организовать процесс удобнее: сделать занятия короче, разбив группу на подгруппы; дать ученикам самостоятельно разбираться с материалом до начала занятия, а на самом занятии посвятить время разбору; включить в процесс современные компьютерные игры или интернет-платформы, которые скрасят процесс обучения. Надо помнить, что наши ученики родились в эпоху высокоскоростного интернета и умеют там креативить лучше, чем мы. Взрослые могут изучить знакомые им инструменты и на их базе создать образовательный процесс. Примером тому были учебные классы в игре Minecraft.

-6

Групповая динамика и отношения между одноклассниками, конечно, больше выстраиваются в офлайне при непосредственном контакте. С другой стороны, некоторым детям онлайн позволяет занять новые групповые роли, стать более успешными. Например, медлительные дети имеют возможность посмотреть урок в записи и понять то, что не успели на уроке. Задача учителя — не допустить закрепления негативных групповых ролей за какими-то детьми. Например, если негативно прокомментировать глупую ошибку ребёнка, другие дети могут начать смеяться над ним в параллельном чате в мессенджере. Кибербуллинг опасен: учитель в онлайне не видит отношений детей в классе и не может отследить негативные сценарии общения внутри класса.

Миф четвёртый: взрослым учиться тяжелее, чем детям

Правда ли, что ребёнок легче воспринимает новую информацию? А как в онлайне?

-7

Вопрос не в возрасте и не в формате обучения, а в том, какой набор «метанавыков» у человека уже есть и что позволяет ему учиться лучше или хуже. Умеет ли он это делать? Позволяет ли он себе допускать ошибки? Или, наоборот, корит себя и нападает из-за этого на преподавателя? Может ли правильно распределять время и нагрузку? Знает ли он, какие форматы ему нравятся, и может ли он подстроить под себя стандартную программу? Бывает, что эти навыки развиты за счёт специфической среды. Тогда ребёнку проще учиться и в онлайне, и в офлайне, чем условному 30-летнему взрослому, который никогда не входил в активную позицию учащегося и воспринимал процесс обучения как «посижу, послушаю».

Миф пятый: ученики и студенты не хотят возвращаться в школы и вузы

Можно предположить, что дистанционное обучение расслабило школьников и студентов — захочется ли им возвращаться в стены альма-матер и как смягчить переход к старой системе

-8

Мы с вами за три месяца привыкли к экранам компьютеров, своим кухонным столам, диванам. У детей то же самое. Наверное, им будет хотеться играть с домашним питомцем, обнимать близких, есть вкусные штуки.

Ученикам вообще надо рассказывать, зачем им ходить в школу. Не за тем, что иначе ты не получишь знания. Ты можешь делать это и сам — есть свободный интернет, книги, люди вокруг. Человеку может быть интересно посещать образовательные учреждения, потому что ему прикольно получать новый опыт и узнавать мир в комфортном и безопасном пространстве, где помогут и поддержат. В офлайне участники могут получить поддержку без громкого запроса. Также в одном пространстве легче помогать друг другу: я вижу, что у тебя проблема, я подойду и помогу, мне не нужно уточнять, не показалось ли мне. А в онлайне — нужно. Стоит дать понять детям, что их желание узнавать мир будет поддержано там, куда они придут.

Миф шестой: после карантина рынок дополнительного онлайн-образования ждет упадок

Переключение на онлайн-режим на время карантина привело к расцвету новых обучающих программ и курсов, даже в не самых очевидных областях. Прошли ли они проверку временем и спросом? Какое будущее ждёт основное и дополнительное онлайн-образование после карантина?

-9

Незавидное будущее ждёт только слабые онлайн-школы с непрозрачной методикой, устаревшие курсы и программы, которые были спешно сделаны «на коленке» и не развивались. Успешные вузы обязательно будут наращивать роль онлайн-обучения как средства «мягкой силы» в борьбе за абитуриентов и ресурсы.

Текст: Дмитрий Коновалов