Возрастные стадии либидо (влечения) по Фрейду и постфрейдистам
По Фрейду влечения (инстинкты) имеют: биологический источник, запас энергии этого источника, цель (осуществляют специфические действия, ведущие к его удовлетворению и к разрядке заключенной в нем энергии), объект (в отношении которого эта цель может быть достигнута).
В случае если влечение не переносилось на объект, то это может привести к страданию (т.е. страдание — увеличение психического напряжения вследствие неудовлетворения влечения). Страдание ведет или к достижению разрядки, или к включению защитных механизмов психики.
Фрейд описал четыре формы трансформации влечения:
а) обращение в свою противоположность (замена активной роли на пассивную);
б) поворот против себя (использование себя в качестве инстинктивного объекта);
в) вытеснение;
г) сублимация (психическая энергия проецируется в социально активный труд).
Фрейд выделял ряд последовательных либидных стадий.
Первая стадия — оральная.
Она связана со ртом как с первичным органом удовольствия, через который младенец осуществляет контакт со своим первым объектом желания — материнской грудью.
Когда грудь отнимается или является недоступной, он прибегает к заменителям (например, соска, палец, и т.п.)
Этот интерес к области рта полностью не исчезает и во взрослой жизни проявляется при курении, еде, поцелуях и оральных формах секса.
Оральную стадию сменяет анальная стадия.
Анально-садистический этап этой стадии заключается в появлении импульса к господству, укреплении мускулатуры тела и усилении контроля над сфинктерами.
Анальная стадия развития связана также с тем, что эрогенная слизистая мембрана ануса проявляет себя как орган, характеризующийся пассивной сексуальной целью.
Из-за этого агрессивное первоначальное выталкивание сменяется удержанием.
С этой стадией связаны такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упрямство.
В случае наступления фаллической стадии сексуальный интерес смещается на генитальный аппарат (фаллос).
На Эдиповом этапе наступает высшая точка инфантильной сексуальности.
Преодоление данного этапа необходимо для нормального развития, потому как бессознательная фиксация на Эдиповых тенденциях является типичной для невротиков.
На ранних стадиях развития маленький мальчик идентифицирует себя с отцом в проявлении отношений к матери.
Позже (в течение фаллической стадии) интерес к матери усиливается и у ребенка появляется желание избавиться от отца и занять его место рядом с матерью.
Кастрационная тревога заставляет мальчика отказаться от инцестуозных желаний и подавлять их.
Разрешение Эдипова комплекса для мальчика подразумевает отказ от его влечения к матери, что может вести к идентификации с матерью или к усилению идентификации с отцом.
Ситуация Эдипа часто усложняется в связи с наличием у ребенка бисексуальной склонности.
Так, вместо привязанности к матери и двойственного отношения к отцу, может иметь место любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола или смесь привязанности и двойственного отношения к каждому из родителей.
Эрик Эриксон дополнил теорию Фрейда: оральная стадия - состояние полной зависимости, во время которой формируется базовое доверие (или его отсутствие) — результат удовлетворения или неудовлетворения оральной потребности.
Анальная стадия - стадия достижения автономии (или, в случае неправильного воспитания, стыдливости и нерешительности).
Фаллическая стадия - развитие чувства удовлетворенности от идентификации с объектами любви.
Гарри Салливан предложил теорию стадий развития, которая подчеркивала коммуникативные достижения (например, речь или игру), а не удовлетворение влечений.
Маргарет Малер вывела теорию взаимоотношений матери и ребенка.
По Малер, нормальное развитие начинается с аутистической фазы, когда младенец проводит большую часть времени сосредоточенный на своих внутренних ощущениях, а не на стимулах внешнего мира.
Такой ребенок начинает получать удовольствие от внешних стимулов (исходящих от матери), при этом находясь в иллюзии, что он и мать — единое целое.
Для этого состояния характерна иллюзия всемогущества, ощущение, что весь окружающий мир находится в полной гармонии с желаниями ребенка.
Мать непроизвольно поддерживает эти иллюзии, угадывая нужды ребенка.
На данной фазе младенец может напрягать свое тело в ответ на раздражающие стимулы, что является первыми попытками обрести собственную независимость.
Фаза сепарации - ребенок начинает исследовать мир вокруг себя, постепенно отстраняясь от матери и сравнивая окружающие объекты и людей с ней.
Здесь впервые появляется сепарационная тревога — состояние пониженного настроения, возникающее вследствие разлуки с матерью.
В случае если мать испытывает тревожные чувства в связи с отделением ребенка, она прерывает исследовательскую деятельность малыша и вселяет в него свою тревогу.
Субфаза - ребенок переживает восторг от свободного освоения мира, забывая о присутствии матери.
Субфаза повторного сближения - ребенок вновь начинает осознавать потребность в матери, в ее эмоциональной поддержке и практической помощи.
В это время ребенок переживает определенный кризис (игры, связанными с убеганием-преследованием: вырываясь и убегая, ребенок внезапно ощущает свою независимость и в то же время может тут же обрести единство, будучи пойманным).
Фаза консолидации - ребенок разрешает кризис путем выработки у себя внутреннего образа матери, который сохраняется даже тогда, когда ее нет рядом.
Постфрейдовские разработки теории стадий развития личности дали возможность говорить о том, что
затруднения пациентов отражают семейные процессы, которые осложнили им доступ к чувству безопасности, автономии или удовлетворенности своей идентификацией,
или в предподростковый период у них не было близкого друга, или же госпитализация матери в то время,
когда им исполнилось два года, разрушила процесс воссоединения, присущий этому возрасту и необходимый для оптимальной сепарации.
Ряд учеников Фрейда со временем создали свои научные школы в психотерапии (например, А.Адлер, К.Г.Юнг, В.Штекель, Ш.Ференци, О.Ранк, В.Райх и др.).
После Первой мировой войны Фрейд вводит понятие первичного нарциссизма — любви к себе на ранней стадии развития,
и вторичного нарциссизма — любви к себе, являющейся результатом изъятия либидо из объекта и обращения его вновь на Эго.
Кроме того, Фрейд вводит понятие влечение к смерти (танатос), объясняя этим агрессивные и самодеструктивные желания индивида.
Влечение к смерти противостоит влечению к жизни (Эросу).
Этим противостоянием объясняются состояния грусти и меланхолии, суицид, несчастные случаи,
вредные привычки, преступления, совершаемые с бессознательным стремлением быть уличенным, а также садизм и мазохизм.
Влечение к смерти вызвало протест у ряда ученых прошлого, искренне заблуждавшихся по поводу существования того, свидетелями чего мы являемся до сих пор,
наблюдая влечение к смерти у многих индивидов, бессознательно испытывавших, например, чувство вины, и проявляющих вследствие этого свои деструктивные наклонности.
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг