Даже в самых суровых погодных условиях пассажирские и грузовые поезда не прекращают свое движение. Для иностранцев это кажется совершенно невероятным.
АННА СОРОКИНА
Внезапно выпавший снег может стать причиной коллапса городского транспорта. Дороги заметает, автомобили пропадают под снежной шапкой, автобусы застревают в белом мгле. А поезда… поезда и электрички в России за редким исключением продолжают ходить несмотря ни на какие метели и снежные бури. В отличие от стран Европы и Америки, где железные дороги также попадают в снежные ловушки, в России поезда остаются самым надежным способом передвижения даже зимой. И вот почему это происходит.
Жесткие регламенты борьбы со снегом
Для многих регионов России снежные и холодные зимы - это, скорее, правило, чем исключение. Поэтому для железных дорог разработаны строгие регламенты по расчистке путей от снега и льда в зависимости от метеоусловий. Каждый вечер железнодорожные геофизические станции составляют прогноз погоды на следующий день, и если он неблагоприятный, то есть ожидается метель или мокрый снег, то руководство путей и начальники железнодорожных станций должны заблаговременно позаботиться о дополнительных рабочих для очистки путей и снегоуборочной техники. Предупреждения о плохой погоде должны рассылаться не менее, чем за два часа.
Согласно этому регламенту, опасность для путей возникает уже при выпадении 5 см снега за сутки и при трехчасовой метели со скоростью более 10 метров в секунду.
Считается, что зимний период наступает раньше и длится дольше на железных дорогах Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также на отдельных участках Северной и Октябрьской железных дорог. Кроме того, выделяют территории с разной интенсивностью снегопадов и метелей, от умеренных (до 10 см снега за раз в течение зимы) до очень сильных (более 25 см снега за раз). По регламенту, самыми “снежными” считаются железные дороги Западной Сибири, затем идет Южный Урал, Красноярск, Сахалин, а самой “слабозаносимой” считается Забайкальская железная дорога. Московская, Приволжская и Северо-Кавказская находятся где-то посередине.
Леса и заборы
Один из главных способов снизить вероятность заметания путей - это высадка лесных массивов. Там, где деревья не растут, ставят специальные снегозадерживающие заборы (деревянные или железобетонные). Плотность этих лесов и заборов должна рассчитываться исходя из типа дороги - например, для слабозаносимых дорог достаточно и одной полосы леса, а для сильнозаносимых нужно уже четыре. Все заборы должны быть в рабочем состоянии и в необходимом количестве уже к октябрю. Состояние защитных сооружений постоянно контролируется специальными службами.
Снегоуборочные поезда
На железных дорогах сотрудники управляют сотнями стрелочных переводов, и во время любого снегопада в первую очередь чистят именно стрелки, причем работы по уборке снега должны начинаться в момент выпадения снега. Делают это с помощью снегоочистителей и иногда вручную.
Для очистки путей применяются специальные поезда-снегоуборщики. Они могут двигаться со скоростью 5-10 километров в час в зависимости от количества снега.
После прекращения интенсивного снегопада станция с путями должна быть очищена в течение трех суток. Сотрудники станций также должны следить, чтобы на переходах не было льда, чтобы пассажиры не подскользнулись.
После окончания зимнего сезона вся техника должна проходить техобслуживание, чтобы к октябрю быть наготове. На южных участках железных дорог России этот срок может быть перенесен на ноябрь, так как там зима наступает позже.
Очень низкие температуры могут повлиять и на расписание поездов. Например, при сорокаградусных морозах машинистам рекомендуют снижать скорость до 60 километров в час, что может привести к отставанию от графика.