Найти тему

Цель и методы анализа оборота розничной торговли

Целью анализа розничного товарооборота предприятия торговли является оценка достигнутых результатов, изучение развития товарооборота по видам и формам, оценка правильности, реалистичности стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнение масштабов деятельности данного предприятия с конкурентами.

Цель планирования розничного товарооборота - увеличение доли предприятия на рынке, максимально эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала, достижение определенной (целевой) суммы прибыли.

Задачи планирования оборота розничной торговли:

- рост объема оборота,

- конкурентоспособность на рынке,

- нормальная прибыль.

Методы планирования розничного товарооборота по общему объему:

-на основе емкости рынка, роста денежных доходов населения и доли оборота предприятия в обороте района деятельности;

- исходя из необходимости обеспечения безубыточной деятельности и получения определенной суммы прибыли,

-на основе повышения эффективности использования ресурсного потенциала организации.

Показателями, характеризующими товарные запасы, являются:

-Сумма товарных запасов в стоимостном выражении по общему объему.

-Объем запасов в натуральном выражении.

-Уровень товарных запасов в днях оборота на определенную дату, который характеризует обеспеченность предприятия товарами для продажи в предстоящем периоде. Рассчитывается этот показатель как отношение суммы товарных запасов на определенную дату к однодневному плановому обороту предстоящего периода.

Цель анализа товарных запасов состоит в выявлении путей нормализации товарных запасов и ускорения оборачиваемости средств, вложенных в них.

От полноты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов о работе зависит точность, экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов. Объем продажи товаров влияет почти на все количественные и качественные показатели деятельности торговой организации, увеличение объема оборота розничной торговли способствует росту прибыли, устойчивости финансового состояния торговой организации.

Выручка от реализации товаров в розничной торговой сети и предприятиях питания является главным показателем торговой деятельности. Этот показатель тесно связан с другими показателями торгового оборотота, к которым относятся:

- запасы на начало;

- прочее выбытие товаров;

- поступление товаров.

В процессе торговли возникает необходимость снизить цены на отдельные товары, если спрос на них по разным причинам снижается (изменилась мода, предложение превышает спрос, конкуренты продают этот товар по более низкой цене и т.п.). По некоторым товарам при их перевозке, хранении и продаже выявляется естественная убыль (сахар, мясо, рыба, картофель овощи и др.). В связи с изменением рыночной конъюктуры коммерческая служба потребительского общества занимается маневрированием ресурсов путем перемещения товаров из одних магазинов в другие. Поэтому при составлении торгового баланса учитывается так называемое прочее выбытие товаров, уменьшающее ресурсы, которые могут быть реализованы.

Все эти показатели находятся в балансовой увязке. Так, запасы на начало периода (З1) + поступление (П) =реализация (Р) + прочее выбытие (В) + запасы на конец периода (З2). Следовательно, товарный баланс принимает следующий вид:

З1 + П = Р + В + З2. (1)

В левой части баланса отражаются товарные ресурсы, а в правой – потребность торгового предприятия в товарах.

Цель анализа – выявить резервы развития оборота, увеличения своей доли на потребительском рынке в условиях конкуренции.

Исходя из этой цели можно выделить следующие основные задачи анализа:

Оценить степень выполнения потребительским обществом своей социально-экономической программы в области развития оборота розничной торговли и питания.

Установить динамику всех показателей оборота за анализируемый период.

Определить изменения доли потребительского общества на региональном рынке товаров.

Выявить неиспользованные возможности повышения конкурентноспособности потребительского общества.

Сформировать информационную базу для обоснования расчетов показателей оборота на планируемый период [32, с159].

Максимизация прибыли - основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема оборота розничной торговли, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Следовательно, основной целью проведения анализа оборота розничной торговли является изучение возможностей достижения такого его объема, состава и структуры, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, являются товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки, продажу товаров в кредит, а также стоимость стеклопосуды в обмен на товары.

На основании товарно-денежного отчета оборот розничной торговли определяется как сумма:

- выручки, сданной в учреждения банков, на почту или в кассу своего предприятия;

- хозяйственных расходов, произведенных из выручки.

Основой для изучения оборота служат следующие аналитические показатели:

- относительные величины динамики суммы реализации товаров в фактических и сопоставимых ценах (проценты роста и прироста);

- удельный вес отдельных секторов торговли и питания (по организационно-правовым формам ), в процентах в общей сумме оборота;

- степень охвата денежных доходов населения оборотом потребительской кооперации;

- доля отдельных видов оборота предприятий питания, в процентах в общей сумме этого оборота;

- доля отдельных групп товаров, в процентах в общей сумме оборота розничной торговли;

- сумма оборота на 1 м2 торговой площади;

- сумма оборота на одно место в предприятиях питания;

- уровень товарных запасов, в днях;

- оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы (количество оборотов , время обращения), и др;

- степень выполнения установленных плановых показателей за соответствующий период (месяц, квартал, год) и др. [35, с161]

При проведении анализа оборота розничной торговли могут использоваться как традиционные, так и математические методы экономического анализа.

При анализе динамики оборота розничной торговли строится динамический ряд, в котором приводятся данные за ряд периодов, но не менее чем за три периода. Анализ динамического ряда осуществляется цепным и (или) базисным способом.

При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым показателем ряда динамики.

Сравнением отчетного объема оборота розничной торговли с предыдущим или базисным определяется абсолютное изменение оборота розничной торговли (+;-), показывающее, на сколько процентов изменился оборот розничной торговли в сравнении с предшествующим или базисным периодом.

При анализе оборота розничной торговли по составу осуществляют сравнения фактического оборота розничной торговли с плановым (или значением прошлого периода) оборотом по видам (населению, юридическим лицам), организационным формам, формам торгового обслуживания, формам оплаты. Оценивается степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах. Исчисляется удельный вес каждой из составляющих оборота розничной торговли, например доля оборота розничной торговли стационарной торговой сети, мелкорозничной торговой сети в общем обороте розничной торговли; удельный вес товаров, реализованных в форме самообслуживания, через прилавок и т.д. В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема оборота розничной торговли проводят изучение его также по ассортиментной структуре.

Удовлетворение покупательского спроса - главная цель формирования структуры оборота розничной торговли. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам с учетом натурально-вещественной структуры. Анализ структуры оборота розничной торговли позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах.

При применении в факторном анализе оборота розничной торговли метода цепных подстановок осуществляется последовательная замена в формуле показателей прошлого периода на показатели отчетного периода. При этом сначала осуществляется замена количественных показателей, а затем производится замена качественных показателей.

Путем вычитания результатов предыдущего расчета из последующего можно определить влияние на изменение оборота розничной торговли любого показателя формулы. Следует учесть, что сумму первого и последнего расчетов можно в готовом виде взять из плана (или прошлого периода) и отчета.

Совокупное влияние всех факторов на изменение оборота розничной торговли определяется путем вычитания результатов первого расчета из последнего.

Анализ оборота розничной торговли проводится в определенной последовательности.

Сначала анализируется общий объем продаж, затем товарная структура оборота, далее состояние товарных запасов. В последнюю очередь анализируется поступление товаров. В заключение проводится комплексный аналих этих показателей, который похволяет глубже определить влияние поступления товаров и товарных запасов на изменение оборота, установить образовавшиеся диспропорции, неиспользованные резервы и наметить конкретные мероаприятия, направленные на лучшее удовлетворение спроса покупателей.

Анализ оборота розничной торговли заканчивается конкретными выводами и рекомендациями по улучшению организации торговли, ускорению оборачиваемости товаров, повышению качества обслуживания населения. [19, с360]

Целью хозяйственной деятельности любой организации является получение прибыли.

Прибыль от продажи товаров определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящимися к реализованным товарам. В свою очередь валовой доход определяется как разность между выручкой от реализации товаров (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой торговую наценку, относящуюся к реализованным товарам или, иначе говоря, реализованную торговую наценку.

Порядок определения валового дохода от продажи товаров зависит от вида учетных цен на товары, применяемых на предприятиях розничной торговли (покупные или продажные).

Если товары в организациях торговли учитываются по покупным ценам, то валовой доход от продажи товаров выявляется автоматически как кредитовое сальдо счета 90 «Продажи» в результате записей по отражению в учете реализации и списания реализованных товаров.

Если товары в организациях торговли учитываются по продажным ценам, то валовой доход от продажи определяется расчетным путем.

Существует несколько способов такого расчета:

1. По общему товарообороту;

2. По ассортименту товарооборота;

3. По ассортименту остатка товаров;

4. По среднему проценту.

При 1 способе валовой доход от реализации товаров рассчитывается по формуле:

ВД = Т х РН:100%, (2)

где Т — общий товарооборот;

Н — расчетная торговая наценка.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяется одинаковый размер торговой наценки.

Определение валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если на разные группы товаров применяются разные размеры торговой наценки.

При 3 способе валовой доход (ВД) определяется:

ВД = ТНН + ТНП – ТНВ – ТНК, (3)

где ТНН — торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало отчетного периода);

ТНП — торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период);

ТНВ — торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период). Под выбытием понимается документированный расход: возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и т. п.;

ТНК — торговая наценка на остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на конец отчетного периода).

Способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров достаточно точен. Однако его недостатком является необходимость проведения инвентаризации товаров на конец отчетного периода, что не всегда возможно.

Наибольшее распространение на практике получил способ расчета валового дохода по среднему проценту. По 4 способу валовой доход рассчитывается по формуле:

ВД = Т х Пср:100%, (4)

где Пср — средний процент валового дохода.

Способ расчета валового дохода по среднему проценту является простым и может применяться в любой организации.

Факторный анализ оборота розничной торговли

Основной из задач анализа товарооборота является изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на динамику и изменение объема товарооборота. При использовании факторного метода вначале изучается влияние различных факторов на объем и структуру товарооборота, затем – связи между факторами и отбираются наиболее значимые из них, оказывающие наибольшее влияние на изменение объема реализации. Эта информация используется при планировании товарооборота.

На объем и структуру товарооборота оказывают влияние различные факторы, но, прежде всего экономические, воздействующие на величину спроса.

Цены на товары растут с разной скоростью, поэтому очень важно проанализировать воздействие различных показателей инфляции на многообразные типы товаров, которые продает предприятие. Например, высокий уровень инфляции на товары, цена на которые является определяющим фактором, может привести к резкому сокращению объема продаж. Процентная ставка по ссудам играет важную роль для торговых предприятий. Во-первых, ее изменение значительно влияет на стоимость ссуд для торговли. Во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может оказать тормозящее воздействие на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного пользования.

Тенденции развития экономики (стабилизация, рост или спад) будут иметь определяющее воздействие на рынок, на котором работает предприятие.

Развитие конкуренции, особенно в розничной торговле, приводит к тому, что покупатели становятся все более избирательны при выборе магазина. Несмотря на то что их интересуют прежде всего цена и качество товаров, все большее внимание покупатели обращают на уровень и методы торгового обслуживания, предоставляемые услуги, а также на стиль и дизайн торговых предприятий.

Политические факторы тесно переплетены как на общегосударственном, так и на местном уровне. Особенно важны для торговых предприятий налоги, ограничения в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и другие проекты местных властей.

Успех деятельности торгового предприятия определяется тем, насколько полно оно будет удовлетворять потребности своих покупателей. Чтобы быстро адаптироваться к рынку, необходимо изучать возрастную структуру населения и тенденции ее изменения, экономическую деятельность, географическое распределение населения и ряд других демографических показателей, которые могут существенно повлиять на товарооборот. В целом люди стали больше потреблять материальных благ, что способствует развитию товарооборота. Поэтому очень важно своевременно определять потребности и запросы покупателей.

Особое внимание следует уделять изучению характера изменения денежных доходов домашних хозяйств, зоны деятельности фирмы и региона. Обычно при увеличении денежных доходов в среднем на одно домашнее хозяйство происходит повышение потребления непродовольственных товаров, а при их снижении растут расходы населения на покупку продовольствия.

Научно-технический прогресс ведет к возникновению новых рынков (пример тому – рынок персональных компьютеров). Кроме того, внедрение новых технологий может полностью изменить способы работы торговых предприятий, как это произошло после изобретения штриховых кодов, наносимых на товары и обрабатываемых электронными кассовыми аппаратами. Технические новинки позволяют увеличить пропускную способность магазина, совершенствовать методы продажи товаров, повысить производительность труда торговых работников, что, в свою очередь, приводит к росту товарооборота.

Ряд факторов не оказывает однозначного воздействия на товарооборот, но тем не менее, они могут отразиться на его развитии. К ним можно отнести природные, климатические, культурные, религиозные и т.п. Прежде всего следует изучать те факторы, которые наиболее заметно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Например, то, что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспринимает как благоприятную возможность.

На товарооборот влияют и многие другие условия: месторасположение предприятия, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассортимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение новых технологий.

Общие условия деятельности торговых предприятий, стратегия поведения на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность их использования определяют внутренние факторы, влияющие на товарооборот.

Соотношение различных факторов постоянно меняется. Торговое предприятие должно знать общее состояние рынка, величину существующего спроса, темпы его изменения, уровень рыночных цен, влияние конкуренции и т.п., на какие виды и сегменты ему следует ориентироваться при планировании объема и структуры товарооборота.

Анализ розничного товарооборота производят как по общему объему так и по отдельным факторам, называя такой анализ факторным. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:

факторы, связанные с товарными ресурсами;

факторы, связанные с численностью работников и эффективностью труда;

факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:

Т = Зн + П – В – 3к, (5)

где Т – объем розничного товарооборота;

3н – запасы товаров на начало периода;

П – поступление товаров;

В – выбытие товаров;

3к – запасы товаров на конец периода.

Используя способ разниц, или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.

Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:

Т = П · Ч, (6)

где Т – объем розничного товарооборота, руб.;

Ч – среднесписочная численность работников, чел.;

П – производительность труда одного работника, руб.

Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние данных показателей на изменение объема товарооборота:

Δ Тч = Пп · Δ Ч + (Δ Ч · Δ П) : 2, (7)

где ΔТч – изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;

ΔЧ – изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;

Пп – производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.;

Δ П – изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.

Изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника:

Δ Тп = Чп · Δ П + (Δ Ч · Δ П) : 2, (8)

где ΔТп – изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда, руб.;

Чп – среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.;

Δ П – изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.;

ΔЧ – изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:

Т = S · Ксм · Д · Bs, (9)

где Т – объем розничного товарооборота, руб.;

S – площадь торгового зала предприятия, м2;

Кcм – коэффициент сменности работы предприятия;

Д – количество дней работы предприятия;

Вs – товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.

Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.

Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия. Анализ розничного товарооборота помогает руководителям предприятия вовремя выявить недостатки в структуре товарооборота по группам, зависимость товарооборота от движения и наличия запасов, численности работников и их производительности, изменения цен, учесть все это в своей работе и прогнозировать деятельность предприятия в ближайшем будущем.