Привет, братишки и сестрёнки! Всем Рок-н-Ролл!
А сегодня у меня опять «крик души», и я снова буду изливаться о наболевшем!
Как видно из заголовка, речь пойдёт о «наследственных болезнях» нашего, горячо любимого, (без иронии!), Русского рока. Ни для кого не секрет, что с Русским роком не всё ладно. То есть вот раньше было ладно, а теперь не ладно. Раньше вот без интернета, рекламы на радио и тв, афиш, вирусных роликов и прочей хренотени, тогдашние рокеры собирали полные залы на любом концерте и на любой площадке. А тепереча, нынешние рокеры регулярно сотрясают своими децибелами пустые стены модных клубов. Причин, почему оно так, несколько, но сегодня расскажу лишь об одной из них.
Вместо предисловия. Был как-то на прямом эфире одной рок-радиостанции, и там с еще парой музыкантов болтали о разном. В том числе зацепили болезненную тему пустых залов. Один из присутствующих, рокер матёрый, волосатый, щедро покрытый татухами и пирсингом, высказался в том смысле, что народ дескать по домам сидит, залипает в интернетах, живёт практически виртуальной жизнью, и его не вытащить на улицу и тем более в клуб. «Не хотят оторвать задницу от стула! Сидят по домам и никуда не ходят!». Так он вещал. Хочется выкрикнуть «Ой ли?!». Так ли оно то на самом деле? Или это сладкая пилюля для самоутешения?
Я как-то оказался вечером во вторник на улице Рубинштейна у нас в Питере. Ещё раз: это был ВТОРНИК, не пятница, не суббота. На Рубинштейна через каждые два шага или бар, или кафейня, или какой нить гриль, или караоке, или ещё какая неведомая хрень. Антикафе, барбишопы, кальянные и глинтвейные.
И все эти заведения были забиты молодёжью под завязку! Кругом биток! По улице в обеих направлениях валили толпы ярко одетых молодых парней и девушек на электросамокатах, моноколёсах, гироскутерах, велосипедах, и просто пёхом. А буквально в паре кварталов от этого, в клубе «X…», одиноко и сиротливо бурчал что-то неразборчивое в микрофон очередной непризнанный гений рока перед пустым залом и двумя нетрезвыми приятелями. Почему так? Очевидно, что молодёжь НЕ СИДИТ ПО ДОМАМ, а очень даже активно тусит по разным заведениям, и если «рок-концерты» большинства молодых групп не входят в список «посещаемых молодёжью мероприятий», то дело тут не в людях, а скорее всего в самих рок-группах.
Наследственная болезнь. Я уже выше отметил, что причин кризиса Русского рока несколько, но сегодня отметим лишь одну. Это перешедший по наследству от Советского времени взгляд на своё дело, как на СВОЁ дело. Поясню! У Михал Михалыча была такая юмореска о советском производственном процессе. Рискну привести обширную цитату:
«Смешно подходить к театру с точки зрения зрителя. На спектакли не ходят – от скуки челюсть выскакивает. А то, что режиссер непрерывно ищет и ставит, ставит и ищет? Театр первым отрапортовал о подготовке к зиме, ни одного актера, не занятого в спектакле. При чем тут пустой зал? Тогда получается, что театр – для зрителя, поезд – для пассажиров, а завод – для покупателя?! Такой огромный завод – для покупателя? Нет! Это для всеобщей занятости. Пароход – для команды, паровоз – для машиниста, столовая – для поваров, театр – для актеров, магазин – для продавцов, литература – для писателей! Нет и не может быть выхода из этих предприятий – настолько увлекательный процесс внутри. Смешно ждать снаружи чего-либо интересного. Схватил у самого передового коллектива пылесос – он не работает, потому что не он главный. При чем тут борщ, когда такие дела на кухне?!».
У рокеров времён СССР тоже самое интересное происходило «на кухне». За кулисами. В неформальной обстановке. И это до сего дня! При чём тут концерт, когда такая веселуха в гримёрке?!
Я как-то был на одном «концерте памяти». Не помню, то ли памяти Цоя, то ли Майка, то ли Башлачёва? Да и не важно. Концерт был ужасным. Весело было рокерам, которые собрались, встретились, предались воспоминаньям и возлияньям. Там, за сценой, у них происходило видимо много интересного, и они чудно проводили там время. Иногда кто-нибудь из участников вспоминал, что тут вроде как и публика есть, и выгребался на сцену, что бы пьяным голосом спеть песенку, и тут же убежать опять за кулисы, продолжать настоящее веселье. Мда… Пароход для команды. При чём тут борщ, когда такие дела на кухне?
Да, действительно, для многих Советских рок-музыкантов, собственно музыка была вторична. Утверждали же они тогда, что «Рок – это образ жизни!». При чём тут ненастроенная гитара? Рок в СССР – это некий «Орден Посвящённых». И сама по себе музыка лишь повод для альтернативного образа жизни и мыслей. Для социального протеста. Участие в рок-концерте в то время, это акт «соучастия» с обеих сторон. И со стороны музыкантов и со стороны публики.
Но нынче на дворе совсем другая эпоха. А большинство рокеров, по инерции, по наследственности, продолжают жить и творить, как бы, лишь для себя, но не для публики. «Магазин для продавцов». Ну а нынешней публике это уже не интересно. Варианты время провождения сегодня огромны, и при думах как провести вечер, пройти квест, пострелять в пейнтбол, или понаблюдать за унылым «рок-шоу» в обшарпанном клубике, выбор очевиден. Не заманите вы людей даже даром, и тем более за деньги, смотреть, как ВЫ РАЗВЛЕКАЕТЕСЬ, не особо стараясь развлечь тех, кто пришёл!
Вывод какой изо всего этого? Надо избавляться от наследственной болезни «Пароход для команды». Надо меньше тусить и больше работать. Над качеством звука, над качеством вокала, над сыгранностью группы, над сценическим движением и внешним видом. Это требует и времени и сил, и конечно хороших наставников. Меньше думайте о себе, и больше о публике. И люди к вам потянуться!)