Когда ты начинаешь писать музыку на компьютере, то рано или поздно приходит понимание, что ты звучишь "как-то не так". Голос тусклый, с музыкой "не склеен" и вообще "не качает!". Вот здесь начинается твой путь, в качестве звукорежиссера. И здесь же тебе придется осознать крутость прибора, под названием компрессор.
Маленький инженерный ликбез — компрессор создан для ужимания динамического диапазона. При записи того же вокала, все обращали внимание, что волна не бывает ровной. И какая-то часть сигнала обязательно будет сильно громче или сильно тише. Разница между самым тихим и самым громким звуком — это и есть динамический диапазон. И вместо того, чтобы ровнять громкости ручками, компрессор делает это все автоматом. Ну не чудо ли?
Важно понимать, что компрессор — не универсальная кнопка "сделать **здато" и можно им звук как сильно улучшить, так и испоганить к чертям. Так что я дам пару базовых советов (по крутилкам пройдусь вкратце, потому что про них уже писано-переписано), как им пользоваться на практике.
Пользуем компрессор мы, безусловно, для всего, но самый кайф он даст для четырех вещей: вокал, бас, барабаны и финальный трек. Так что разберем по порядку. У каноничного компрессора есть 4 "самых важных" ручки: Attack (атака), Release (восстановление), Threshold (порог срабатывания) и Ratio (соотношение).
1) Атака (Attack) — скорость срабатывания компрессора. В миллисекундах. Если ее ставить не в ноль, а несколько больше (15-20 мс), то у баса и барабанов (особенно бочки и малого) появится акцент, который в другом случае въестся компрессором. И этот акцент дает то самое волшебное ощущение "кача", за которое мы музыку и слушаем.
2) Восстановление (Release) — скорость возвращение звука к нормальной громкости. Так же в миллисекундах. Так же влияет на кач и даже больше того — с помощью грамотной комбинации атаки и релиза при использовании компрессора можно получить "pump" эффект. В поп-музыке вы же часто слышали синтезаторный звук, который идет как-бы волнами? Вот это и есть памп. Сразу оговорюсь, что компрессор для этого используется не абы как, а в связке с бочкой и эффектом sidechain. Но это тема для отдельного разговора.
3) Порог срабатывания (Threshold) — уровень громкости, при котором компрессор начинает работать. И вот от него очень сильно зависит, будет ли звук ровным постоянно (что важно для барабанов или баса) или только некоторые особо громкие места будут делаться тише (что важно для вокала). Так что выкручивать эту ручку на максимум тоже не стоит, лучше делать аккуратней и пытаться услышать разницу.
4) Соотношение (Ratio) — насколько тише станет сигнал. Например при соотношении 2:1 звук станет ровно в два раза тише после срабатывания компрессора. И я рекомендую не просто держать соотношение в пределах от 2:1 до 4:1 — лучше использовать два компрессора с соотношением 2:1 у каждого, чем одним с 4:1. Звучание будет намного лучше.
Тем более, что и компрессоры бывают разные сами по себе. Пока что для нас важный только два вида: красящий и нет. Красящий компрессор (вроде waves puigchild или cla-2a) добавляет красивых искажений в звук, что делает их очень музыкальными при использовании на вокале или финальном миксе (компрессор на всю песню используется не только, чтобы можно было поднять общую громкость песни — он "склеивает" голос с музыкой).
А компрессор не красящий (обычно все стандартные компрессоры, встроенные в DAW) нужен для того, чтобы уровнять громкости и ничего не добавлять звуку. Неплохо работает с отдельными элементами установки (вроде бочки или малого барабана) или как первый из двух компрессоров на чем угодно. Чистым мы уравниваем громкость, а вторым уже добавляем красок.
В следующий раз мы поговорим о том, что вообще важно использовать при сведении песни. Потому что даже если песня цепляет сама по себе, ей все равно нужен хороший звук. Это как драгоценный камень, который гораздо беднее смотрится без короны, его обрамляющей.
Подписывайтесь на Telegram канал "Записки Аранжировщика". И слушайте подкаст «Слышь!». В общем — учитесь делать музыку правильно и это точно принесет плоды.
P.S. забыл добавить про multiband-компрессор. А штука-то важная. Это своего рода компрессор-эквалайзер. Потому что диапазон частот делится на куски, каждый из которых можно обработать отдельно. Не только усиливать/ослаблять, как будто это эквалайзер, но и сжимать. Все параметры (Attack, Release, Threshold и Ratio) в наличии для каждый полосы частот.