Найти в Дзене
Давай-ка, познавай-ка!

Глухие согласные звуки

Оглавление

Одной из распространенных ошибок, которую допускают на письме – путают глухой и звонкий звуки. Чаще всего проблемы испытывают речевые дети. Если ученик не научится их различать – это затруднит освоение письменной речи. Поэтому с основными фонематическими понятиями знакомят еще с детского сада.

Что такое глухие согласные в русском языке

Главное отличие этой группы – они образуются без участия голосовых связок. Распространенный прием: поместить тыльную сторону ладони к гортани. Это позволит ребенку наглядно продемонстрировать отсутствие работы голосовых связок. При произнесении глухих согласных звуков они находятся в расслабленном состоянии.

Важно! Не нужно обхватывать горло рукой – может возникнуть ощущение, что связки вибрируют.

Также есть звонкие пары, с которыми у детей чаще всего возникают трудности, если буква стоит в конце. Чтобы избежать ошибок, достаточно следовать простому правилу: поставить слово в множественное число. К окончанию начальной школы ученики должны уметь проводить фонетико-фонематический разбор.

Озвончение глухих согласных

В зависимости от позиции фонемы будет различаться ее звучание. Озвончение – это замена на звонкий звук. Одно из условий – они должны быть парными. Озвончение случается, когда после глухого стоит противоположная фонема. Это происходит, потому что буква находится в слабой позиции. Например:

  • просьба – в речи произносят «прозьба»;
  • сделать – в разговоре часто можно услышать «зделать»;
  • сбор – произносят «збор».

Однако чаще встречается обратная ситуация — оглушение звука, когда он стоит в конце слова. В этом случае могут возникнуть проблемы на письме у тех, кто привык ориентироваться на слух.

Чтобы избежать ошибки, следует поставить слово в другую морфемную форму или часть речи. Иногда ребенку придется запоминать как правильно писать конкретный пример.

Важно! Но есть согласные, обозначающие глухой звук всегда. Они не могут стать звонкими независимо от их позиции.

Больше всего трудностей возникает у детей, имеющих речевые нарушения. Поэтому им рекомендованы занятия с логопедом для дальнейшего освоения фонетико-фонематической стороны.

Слова, где все согласные звуки глухие

В русском языкеобычно встречаются слова, где идет чередование разных фонем. Однако, есть примеры с определенной звуковой группой. Их немного, и они легко запоминаются:

  • кукушка;
  • аист;
  • шкаф;
  • чаща;
  • шахта;
  • паста.

В 1 классе на уроках русского языка ученикам показывают таблицу, где указаны все основные характеристики букв. Педагоги для усвоения материала часто дают задания найти среди предложенных слов те, в которых есть только определенная группа фонем.

В самом начале занятия следует спрашивать определение этих звуков. Дети могут помогать себе, применяя тактильный контроль.

При изучении глухих согласных педагоги просят учеников составить транскрипцию слова. В анализе указывают наличие или отсутствие звонкости, пару. Транскрипция помогает быстрее закрепить это понятие. После усвоения основных определений согласных проблем на письме и с разделом синтаксиса не возникнет.