13 подписчиков

Мы читали, мы читали...

На днях мне прилетело. От педагога. Что ребенок мой еле осилил “Конька-горбунка”. И это в 4-том-то классе. И я не смогла внятно ответить, почему. А потому что, во-первых, он его и не осилил, мы пополам читали. А во-вторых, у меня есть весьма разноплановые мысли по поводу учеников 4-го класса и их неумения читать.

Довольно давно мне попадался хороший пост одной мамы, с которой я прям тогда согласилась. Ключевая мысль поста: мои дети читают, потому что вокруг них все взрослые читают. А чьи дети не читают - так это они примера мамы-папы-бабушки не видят. Тогда - года три назад - я думала, что так и есть. И в моей семье так будет. Вот же, я читаю детям на ночь, выразительно и с удовольствием, люблю потому что. И детей, и читать. Сама держу в разных уголках дома книжки под настроение и всякие надобности. Затык на работе - здравствуй, “Пиши, сокращай”. А ежели обеднение лексикона - привет, Тургенев. Хочется тактильной радости - бумажный томик. Все равно, откуда взять инфу - ридер.

Четвероклассник не может прочесть Конька-горбунка. А вот Булгакова - может.

Но вот прошли эти три года. Дети мои в любви к читанию не замечены. Причем слушать книжки любят. И не больно согласны, чтобы папка им бубнил - пусть лучше мама, по ролям одна за всех. Аудио пробовали - маме все проигрывают (гордо вскинула голову).

Вероятно, насмотренности на правильные русские слова дети таким образом не получат. То есть грамотнее писать не станут, чего мы все от чтения и хотим, в числе прочего. Да только оба ребенка у меня грамотные. Младший к знакам препинания не чуток, но с орфографией и у него все ок.

Я пробовала рассказывать детям куски из книг, обрывая историю на самом интересном месте. Ждала, что они от любопытства прочтут остальное. Но нет. Эта мотивация теряется в потоке других: поиграть, погулять, поболтать, залипнуть в тик-токе.

Теория мамы, с постом которой я согласилась три года назад, не работает в моем частном случае. И что? А ничего. Читаю. Вечером, когда у всех остается немного свободного времени, так и читаю детям вслух. 16-тилетней девочке и 10-тилетнему мальчику. Не Тургенева, конечно, пробовали - не осиляют. Но то, что я сама себе отметила как пример достойного текста.

Личное наблюдение: не стоит бояться предлагать детям книги не по возрасту. Любимую книгу четвероклассника я сама впервые прочла в 16 лет.
Личное наблюдение: не стоит бояться предлагать детям книги не по возрасту. Любимую книгу четвероклассника я сама впервые прочла в 16 лет.

В прошлом году читала девочке “Горе от ума”, а мальчику - “Записки юного врача”. Обоим - “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Голову профессора Доуэля”. Сейчас у нас Дин Кунц и его “Франкенштейн”. Кунц идёт на ура, попробуем продолжить.

Да, кое-где есть излишне взрослые эпизоды, которые я на ходу переписываю)). Но книга от этого не становится менее захватывающей.
Да, кое-где есть излишне взрослые эпизоды, которые я на ходу переписываю)). Но книга от этого не становится менее захватывающей.

Конечно, я не уверена, что такая тактика принесет желаемый результат. Но 40 минут перед сном дети валяются около меня, и их можно обнимать заодно, что я очень ценю. И надеюсь однажды найти ту книгу, после которой кто-то из них спросит, где у нас остальные произведения этого писателя. Нарочно для этого беру то классиков, то современников, то быстрое, то медленное, то про алые паруса, то про чувака, сшитого из фрагментов человеческих тел. И никогда не пытаюсь дочитать то, что не зашло. Вырастут у меня начитанные дети - отлично. Ну а нет - значит, ценность процесса в самом процессе. Пусть эти 40 минут будут ещё одним моим способом сказать “я вас люблю”. Это же важнее?))