Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам.
Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."
Продолжаю знакомить читателей с предполагаемыми "заданиями в измененной ситуации" ЕГЭ по химии 2021. Сегодня у меня "сюрреалистичные задания" ассоциируются с работами великолепного художника Бориса Валледжо - мастера фэнтези-миров. Давайте вместе полюбуемся на эту красоту!
После такого великолепия воистину хочется творить, изменяя ситуацию до неузнаваемости!
Предлагаю вам "задания в новой ситуации" 2-й позиции КИМов ЕГЭ: "Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов".
Я решила посмотреть на закономерности изменения свойств элементов и соединений через призму квантовых чисел.
Заинтриговала? Вначале - небольшой ликбез по закономерностям изменения свойств элементов и соединений
Основные понятия
1) Неметаллы (Н на схеме) - на внешнем (валентном) электронном уровне имеют 4-7 электронов, легко принимают электроны. С неметаллическими свойствами связаны кислотные свойства оксидов и кислородсодержащих кислот: чем активней неметалл, тем сильнее кислота (при одинаковой степени окисления элемента).
2) Металлы (М на схеме) - на внешнем (валентном) электронном уровне имеют 1-3 электрона, легко отдают электроны. С металлическими свойствами связаны основные свойства оксидов и гидроксидов: чем активней металл, тем сильнее основание.
3) Электроотрицательность (ЭО на схеме) - способность атома притягивать к себе электроны (и свои, и чужие). ЭО тесно коррелирует (соотносится) с неметаллическими свойствами и окислительной активностью. Это хорошо видно на схеме.
4) Радиус атома (РА на схеме) - расстояние между атомным ядром и самой дальней орбитой электронов в электронной оболочке атома. Радиус атома тесно коррелирует (соотносится) с металлическими свойствами и восстановительной активностью. Это видно на схеме. С радиусом атома связаны кислотные свойства бескислородных кислот: чем больше радиус атома, тем сильнее бескислородная кислота (HF<HCl<HBr<HI)
5) Энергия ионизации (ЭИ на схеме) - количество энергии, которое атом должен поглотить для освобождения электрона; образуется ион-катион (+ заряжен положительно). Энергия ионизации коррелирует с электроотрицательностью: чем больше электроотрицательность, тем больше энергия ионизации. Энергия ионизации и радиус атома связаны обратной зависимостью: чем больше радиус атома, тем меньше энергия ионизации.
6) Сродство к электрону (СЭ на схеме) - энергия, которая выделяется или поглощается в процессе присоединения электрона к свободному атому; образуется ион-анион (- заряжен отрицательно).
Сродство к электрону численно равно, но противоположно по знаку энергии ионизации: чем выше энергия ионизации, тем ниже энергия сродства к электрону (и наоборот).
7) Окислительная активность (О на схеме) - способность отбирать электроны у других атомов. Окислительная активность коррелирует с неметаллическими свойствами и ЭО.
8) Восстановительная активность (В на схеме) - способность отдавать валентные электроны (электроны внешнего уровня) другим атомам. Восстановительная активность коррелирует с металлическими свойствами и радиусом атома. Это хорошо видно на схеме.
Ловите "измененные" задания! Предупреждаю, я - не Ванга! Какие вопросы будут на ЕГЭ - не знаю! Даю авторские тесты исключительно для тренировки ваших (и моих тоже) мозгов!
Задание 2
1. Из указанных химических элементов выберите три р-элемента. Расположите выбранные элементы в порядке увеличения суммы орбитальных квантовых чисел электронов внешнего уровня
1) Cl
2) Sr
3) Se
4) P
5) K
2. Из указанных химических элементов выберите три элемента, у которых максимальное значение орбитальных квантовых чисел электронов внешнего уровня равно 1. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания окислительных свойств соответствующих простых веществ
1) Sn
2) Ca
3) Rb
4) С
5) Si
3. Из указанных химических элементов выберите три элемента, у которых в основном состоянии сумма орбитальных квантовых чисел электронов внешнего уровня больше нуля. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения их валентности в летучих водородных соединениях.
1) P
2) Ca
3) Cl
4) Zn
5) C
4. Из указанных химических элементов выберите три элемента, у которых орбитальное квантовое число электронов внешнего уровня имеет максимальное значение, равное 1. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их окислительной активности
1) Mg
2) P
3) N
4) O
5) Ti
5. Из указанных химических элементов выберите три элемента c одинаковой суммой главных квантовых чисел электронов внешнего уровня. Расположите эти элементы в порядке увеличения сродства к электрону.
1) B
2) Cl
3) S
4) Al
5) Ca
6. Из указанных химических элементов выберите три элемента c одинаковыми главными квантовыми числами электронов внешнего уровня. Расположите эти элементы в порядке усиления кислотных свойств их высших оксидов.
1) P
2) Al
3) C
4) S
5) B
7. Из указанных химических элементов выберите три элемента, у которых в основном состоянии сумма орбитальных квантовых чисел электронов внешнего уровня равна нулю. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания восстановительной активности соответствующих им простых веществ.
1) Mg
2) K
3) B
4) C
5) Ca
8. Из указанных химических элементов выберите три элемента, у которых орбитальные квантовые числа электронов внешнего уровня меньше 1. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания основных свойств их оксидов.
1) Ca
2) Se
3) Cl
4) Ba
5) Mg
9. Из указанных химических элементов выберите три элемента c одинаковой суммой орбитальных квантовых чисел электронов внешнего уровня. Расположите эти элементы в порядке усиления основных свойств их гидроксидов
1) Be
2) S
3) Mg
4) C
5) Ca
10. Из указанных химических элементов выберите три элемента c одинаковыми орбитальными квантовыми числами электронов внешнего уровня. Расположите эти элементы в порядке усиления кислотных свойств их оксидов.
1) Li
2) Ca
3) Cs
4) N
5) K
Ой, а ответов не будет! Обсуждайте, пишите в комментариях свое видение. Поспорим. Глядишь, родим истину!
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55 Еще есть время для подготовки!
Сайт репетитора Богуновой В.Г.
Репетитор Богунова В.Г. ВК
Ютуб-канал репетитора Богуновой В.Г.