74 подписчика

От частного к общему. Общее важнее частного, когда оно учитывает интересы каждого.

Созданию национальных и международных норм и требований в сфере регулирования производства и торговли органически произведенной продукции послужил бурный рост данного сектора экономики в Европе и США в 80-е годы прошлого века. Первые национальные стандарты появились в Европейских странах в начале 80х, с целью регулирования внутренних рынков и для поддержки производителей в данной сфере. Первым приняли национальный закон и стандарт для органической продукции в Дании в 1982 году, затем последовали Германия, Франция и т.д. Правительство в 2001 году приняло Национальную органическую программу (NOP). Этому предшествовало принятие закона об органических продуктах питания в 1990 году.[1]Закон 1990 года носил функцию документа регулирующего, инициировал создание профильного Комитета и Национального совета по органическим стандартам при Департаменте сельского хозяйства США. Законодательный акт об органических продуктах питания был одним из разделов большого сводного закона 1990 года, о продовольствии, сельском хозяйстве, охране природы и торговле[2], сокращенно известный как «1990 farm bill».Органическая продукция получает юридический статус. С принятием закона были запущены механизмы формирования нормативно правовой базы органического земледелия, органической отрасли в целом. Разработка NOP USDA велась более 10 лет. В США, как и в Европе, отрасль развивалось главным образом за счет растущих рынков, и регулировалась больше в рамках гражданских, общественных институтов управления, знаками качества различных органических сообществ, частными торговыми марками их системами гарантий качества. Роль государства была уже фиксировать, формализовать, контролировать и регулировать рынки органической продукции, процессы производства органической продукции на национальном и межгосударственном уровне.

Принятие Национальной органической программы Департамента сельского хозяйства в США (NOP USDA) стала реакцией на бурный рост внутреннего рынка органической продукции и международной экономике в данной сфере. Роль NOP USDA контроль и регулирование рынков органической продукции. В экономике знаний такого рода стандарты и регламенты принято называть «инфраструктурным капиталом». Политика Правительства США не направлена на финансовую поддержку органического производства, а решает лишь проблемы маркетинга, снятие административных барьеров, защита внутреннего рынка и реализует прочие административные и маркетинговые мероприятия в поддержку субъектов своей экономики. По существу дела, NOP USDA является единообразной системы контроля над экспортируемой и импортируемой органической продукцией и контроля внутреннего рынка органической продукции в США. Как и в Европе в США национальная система стандартизации и регулирование — это следствие реакции правительств на развившиеся и уже сформированные частные инициативы, это продолжение имеющихся норм.

Мы видим из истории органического движения в мире, разность национальных подходов к сектору органического земледелия в странах ЕС и США. Если в США это регулирование крупного сектора экономики и поддержка бизнеса, то в Европе органическое движение рассматривается как механизм поддержки и развития социально значимых направлений бизнеса в сельской местности. Это продолжение политической воли от частных инициатив, кооперативов и ассоциаций к общей национальной политике. Политика ЕС в сфере органического сельского хозяйства направлена довести долю органических сельхозугодий до 25%. По последним данным органических сельхозугодий в ЕС - 7,5%.

Процентное соотношение органических сельхозугодий в странах Европы.
Процентное соотношение органических сельхозугодий в странах Европы.

По различным данным рынок органической продукции в США в 2000 году, ещё до принятия Национальной органической программы, являлся крупнейшим в мире и составлял примерно $8 млрд.[1]В США 900 тыс. гектар уже были сертифицированными как органические, что занимало менее 0,2% всех сельхозугодий США. Сертифицированных производителей в 2000 году в США было свыше 6,5тыс. По данным IFOAM, Канада и Мексика в 2000 году, не менее 80% органической продукции производили на экспорт. Уже в 2000 году органическая экономика США, своим масштабом оказывала влияние на международные отношения в органическом сельском хозяйстве.

Площадь органических сельхозугодий (га) и объемы продаж ($) органической продукции в 2000 году, ровно 20 лет назад.
Площадь органических сельхозугодий (га) и объемы продаж ($) органической продукции в 2000 году, ровно 20 лет назад.

Принятие Национальной органической программы Департамента сельского хозяйства в США (NOP USDA) стала реакцией на бурный рост внутреннего рынка органической продукции и международной экономике в данной сфере. Роль NOP USDA контроль и регулирование рынков органической продукции. В экономике знаний такого рода стандарты и регламенты принято называть «инфраструктурным капиталом». Политика Правительства США не направлена на финансовую поддержку органического производства, а решает лишь проблемы маркетинга, снятие административных барьеров, защита внутреннего рынка и реализует прочие административные и маркетинговые мероприятия в поддержку субъектов своей экономики. По существу дела, NOP USDA является единообразной системы контроля над экспортируемой и импортируемой органической продукцией и контроля внутреннего рынка органической продукции в США. Как и в Европе в США национальная система стандартизации и регулирование — это следствие реакции правительств на развившиеся и уже сформированные частные инициативы, это продолжение имеющихся норм.

Задачи и требования к органическому земледелию в Европе ориентированы на решение социальных проблем, развитие устойчивой сельской экономики и сохранение экосистем. Из бюджета ЕС, а также из национальных бюджетов стран Европейского союза, политика развития экологичного и устойчивого земледелия, активно финансово поддерживается. В США финансовая поддержка непосредственно органического земледелия осуществляется только в виде компенсации затрат на сертификацию в NOP. Из бюджета США фактически финансово поддерживается только непосредственно сам рост капитализации товарного оборота с логотипом и в соответствии требований NOP USDA*.

США крупнейшая экономика органического рынка, по последним данным FiBL оборотный капитал органической продукции в США в 2018 году составлял более $44 млрд., и он постоянно растет. В условиях пандемии COVID 2020 года, выросли темпы роста продаж органической продукции.

На международном органическом рынке, самыми распространёнными знаками, гарантирующими органическое качество, являются маркировки по Регламенту ЕС и Национальной органической программе США. В международной торговля органической продукции использует в основном эти маркировки. Более 95% всего мирового рынка органической продукции имеет хотя бы одну из них.

Более 95% органической продукции имеют один из этих органических знаков.
Более 95% органической продукции имеют один из этих органических знаков.

Из статистических данных IFOAM, FiBL можем видеть, что крупнейшими рынками органической продукции являются страны ЕС и США. Во многих странах, где имеются свои национальные системы сертификации и стандарты часто производители предпочитают сертификацию по требованиям ЕС и США. Например, в Украине и Армении предпочитают производить органическую продукцию в правовом поле и в соответствии требованиям Европейского союза, в Канаде, Мексике, Аргентине предпочитают знак качества NOP USDA. Страны, которые не имеют собственной национальной маркировки для органической продукции так же используют системы гарантий для органической продукции и соответствующею маркировку согласно Регламенту ЕС либо национально органической программы США. Это обусловлено главным образом двумя факторами. Во-первых, органическая маркировка по Регламенту ЕС и NOP USDA широко известна и пользуется популярностью в розничной торговле, в разной степени по всему миру. Во-вторых, органические сертификаты соответствия Регламенту ЕС и NOP USDA это пропуск на глобальный рынок органической продукции. Трейдерам, закупающим органическую продукцию для торгов на биржах достаточно одного из данных знаков органического качества. Сертификация на соответствие Регламенту ЕС и NOP USDA позволяет разместить информацию в каталогах поставщиков на различных торговых площадках.

Несмотря на то, что наибольшее число органических сельхозугодий и производителей органической продукции находиться за пределами стран ЕС и США, эти два региона в сумме составляют 81% мирового рынка органической продукции.

Структура продаж органической продукции по странам мира в 2018 году
Структура продаж органической продукции по странам мира в 2018 году

Базой и основанием для определения норм органического земледелия выступают сами производители, сельские домохозяйства, объединенные единым виденьем – базовые объединения. Сообщества в виде ассоциаций и кооперативов, определяют понимание и интерпретацию того, что значит в их представлении органично выращенная продукция. Источником легитимности требований органического земледелия выступают только сообщества поддерживающие ценности и принципы органического сельского хозяйства. Национальные и межгосударственные стандарты это по своему предназначению не директивы, не источник требований, а документ обобщающий, задача которого консолидировать общество с едиными принципами и целями, привести к единому знаменателю.

Утопия составлять технический условия (ТУ), регламент для таких гуманитарных понятий: здоровье почвы и экосистемы в целом, отсутствие стресса и благоприятные условия содержания животных, забота о будущем поколения, сохранение природного потенциала, социально-экономическое благополучие участников сообщества, социальная справедливость, запрет принудительного труда, справедливая торговля и т.д. и т.п. Многие нравственные и социально значимые аспекты органической системы производства невозможно регламентировать. Часто ценности и принципы являются неформальным руководством в деятельности органических сообществ, образуя социальные институты с системой устойчивых социальных связей, становясь неотъемлемой частью цивилизации.

Базовые объединения (Grassroot) имеют короткие социальные связи, которые позволяют без особой административной нагрузки и излишнего регламентирования наиболее эффективно регулировать исполнение гуманитарных понятий, неформальных социальных ценностей. Многие нормы, детали общих требований регулируются в органическом земледелии именно базовыми объединениями, органическими местными сообществами. Без базовых объединений органическое движение невозможно. Без базовых объединений нормы органического производства в лучшем случаи становиться популизмом, в худшем случаи, расцветает на данной тематике оппортунизм.

Без базовых объединений развитие невозможно цивилизованного развития органического сообщества.

Базовое объединения – объединение первого звена. Организованное местное сообщество либо объединение по специализации. Это может быть кооператив первого уровня, местная или профессиональная общественная организация, организованное общественное движение. Коллектив, объеденный общими целями и задачами, генератор инициатив «снизу». Базовое объединение это сообщество непосредственных исполнителей решений и политики объединений второго и третьего уровня, если к ним присоединяется.

Короткие социальные связи – главная форма социальной системы базовых объединений. Короткие связи позволяют устанавливать личностное взаимодействие, когда люди имеют возможность общаться непосредственно друг с другом. Форма социальной системы, построенная без посреднического взаимодействия её участников, на прямых контактах.

Социальная система здесь подразумевается согласно определению Т.Парсонса которая формируется состояниями и процессами социального взаимодействия между субъектами; качественно она большее их суммы. Она включает в себя четыре типа переменных:

  • ценности — представления о желаемом типе социальной системы в сознании людей;
  • нормы — конкретные способы (правила) ориентации действий людей в конкретных ситуациях, единая политика поведение на основе общих ценностей и принципов;
  • коллективы — группы людей, осуществляющие реализацию общих задач на основе общих ценностей и норм;
  • социальная кооперация – это коллективы помимо того что руководствуются общими ценностями, принципами и норами действуют скоординировано. В кооперации социальная система приобретает форму социального института и организации, то есть представляет собой систему различных устойчивых социальных связей сообщества.

Системы гарантий сообщества – это локально ориентированные системы обеспечения качества. Они сертифицируют производителей на основе прямого взаимодействия заинтересованных сторон и строятся на основе общих ценностей и принципов, коротких социальных связях и обмене знаниями.

Grassroots – широкие массы, местное сообщество. Grassroots (с англ. — «корни травы») — термин современной американской политологии, так в США называют спонтанные движения «снизу». Может быть переведено как инициатива снизу или инициатива масс. Под grassroots понимаются, условно говоря «истинные» движения, организованные гражданами для борьбы за свои права и интересы. Имитацию же «корневого движения» называют Астротурфинг (astroturfing); в этом случае за псевдонародным движением есть политическое лобби.

Будущее есть только у производств органичных природе, экологической системе. Убивая экологическую систему мы убиваем своё будущее. Если хотите стать участником органического сообщества - объединяйтесь! Социальная кооперация и совместная деятельность единственно верный устойчивый способ организации органического сельского хозяйства и органичного образа жизни.

Темпы роста органического движения в мире в 2020 году выросли. По последним данным рынок органической продукции уже превышает 100 млрд. евро и рост рынка органической продукции только усиливается.

Из отчета о глобальном состоянии органического сельского хозяйства.
Из отчета о глобальном состоянии органического сельского хозяйства.
10 стран с наибольшим числом сертифицированных органических производителей
10 стран с наибольшим числом сертифицированных органических производителей

_____

[1] The Organic Foods Production Act of 1990 (OFPA) (Title 21 of Food, Agriculture, Conservation, and Trade Act of 1990, codified at 7 U. S. C. ch. 94, 7 U.S.C. § 6501 et seq.)
[2] The Food, Agriculture, Conservation, and Trade (FACT) Act of 1990 — P.L. 101-624 (November 28, 1990)
*
https://www.ams.usda.gov/about-ams/programs-offices/national-organic-program
** PGS - системы гарантий сообщества
Инструменты развития PGS IFOAM
https://www.ifoam.bio/our-work/how/standards-certification/participatory-guarantee-systems/pgs-toolkit