Выбираем звуковую карту для домашней студии.

Итак, вы решили заняться звукозаписью. «Сердцем» современной домашней студии является звуковая карта или, как сейчас чаще говорят, аудиоинтерфейс.

И здесь очень важно не ошибиться с выбором, ибо правильно подобранный под ваши потребности прибор будет служить вам годами. Практика показывает, что у многих звуковые карты переживают не только несколько вариантов компоновки студии, но и даже несколько смен компьютеров.

На данный момент времени в домашних студиях наиболее распространены внешние USB-аудиоинтерфейсы, ибо такие приборы имеют ряд преимуществ: это и наличие USB-портов практически на всех типах вычислительной техники, и совместимость таких девайсов с несколькими операционными системами, и тот факт, что вы можете легко взять свою звуковую карту на выездную сессию, подключив её к ноутбуку или макбуку и т.д.

При выборе звуковой карты нужно определиться, какие источники сигнала вы планируете подключать:

Для источников линейного сигнала она должна иметь линейный вход, для подключения микрофона – встроенный микрофонный предусилитель с балансным входом и поддержкой фантомного питания 48В, а если вы планируете подключать напрямую звуковой карте электрогитару, то должен присутствовать инструментальный вход с высоким входным сопротивлением Hi-Z.

Часто звуковые карты снабжены комбинированными входами: при подключении XLR разъёма такой вход становится микрофонным, а при подключении Jack 6,3 – линейным или инструментальным, в зависимости от положения соответствующего переключателя.

Итак, вы решились заняться домашней звукозаписью. «Сердцем» современной домашней студии является звуковая карта или, как сейчас чаще говорят, аудиоинтерфейс.

Также стоит обратить внимание на то, сколько источников звука вы планируете подключать одновременно. В домашних студиях наиболее распространены звуковые карты, способные записывать одновременно два моно- или один стереосигнал, и если вы не планируете записывать дома живую ударную установку, то и вам, скорее всего, этого хватит.

С входами разобрались.

Звуковая карта обязательно должна иметь возможность прямого мониторинга входного сигнала. Если, при этом, на лицевой панели будет предусмотрен регулятор мониторного баланса – это сильно облегчит вам процесс записи.

Также необходимо наличие отдельных линейного выхода и выхода для подключения наушников, желательно с раздельными регуляторами громкости.

Итак, вы решились заняться домашней звукозаписью. «Сердцем» современной домашней студии является звуковая карта или, как сейчас чаще говорят, аудиоинтерфейс.-2

Не менее важным компонентом домашней студии являются DAW-программы, при помощи которых будет происходить создание музыки. Если вы только начинаете, то вряд ли на данном этапе вы готовы тратиться ещё и на платный софт.

Значительная часть аудиоинтерфейсов комплектуется лицензионными ключами для урезанных версий популярных DAW-программ. Чаще всего встречаются Cubase LE и Ableton Live Lite. Но урезанные – не значит бесполезные, на этом софте вполне можно работать, особенно если докачать всяких сторонних плагинов, коих в сети великое множество, в том числе и бесплатных.

Некоторые производители, к слову, сразу поставляют в комплекте дополнительные наборы плагинов, инструментов и сэмплов. И то, какой софт и другие дополнения идут в комплекте, также может сыграть немаловажную роль при выборе аудиоинтерфейса. Почитайте обзоры, изучите плюсы и минусы поставляемых программ.

С основными критериями выбора разобрались.

Теперь давайте посмотрим, что предлагает российский рынок. Стоимость аудиоинтерфейсов, в зависимости от функционала, может стремиться к бесконечности, но мы не будем сильно загоняться. Аудиоинтерфейсы, способные обеспечить 99% всех потребностей домашней студии укладываются в диапазон 13-17 тысяч рублей. Они имеют для этого всё что нужно: два микрофонных предусилителя, и соответственно, два комбинированных входа, фантомное питание, линейные выходы, выходы для подключения наушников, прямой мониторинг с возможностью регулировки мониторного баланса, а некоторые экземпляры снабжены ещё и разъемами для подключения midi-устройств.

Однако, для кого-то такая цена может оказаться неприемлемой, тогда можно поискать компромиссные варианты. У некоторых аудиоинтерфейсов существуют «младшие» версии, которые ничуть не уступают старшим в качестве звука, но имеют более ограниченный функционал, и потому стоят примерно в полтора раза дешевле. Такие устройства, как правило, имеют на лицевой панели только один микрофонный и один линейный/инструментальный вход. Для решения многих музыкальных задач и этого может оказаться вполне достаточно. Ещё на некоторых таких устройствах отсутствует регулятор мониторного баланса, есть только кнопка включения/выключения прямого мониторинга, в таком случае, баланс придётся регулировать в самом компьютере - это не всегда удобно, но и с этим тоже вполне можно жить.

Однако, если мыслить на перспективу, то есть один нюанс: рано или поздно вам может понадобиться подключить какой-то источник линейного стереосигнала. Например, записать концерт с линейного выхода микшера, записать электромузыкальный инструмент, имеющий стереовыход или оцифровать сигнал с какого-то аналогового источника звука (проигрывателя винила, магнитофона). И далеко не все «урезанные» версии звуковых карт могут справиться с данной задачей, однако некоторые производители предусмотрели и такие случаи, снабдив свои устройства дополнительными линейными стереовходами, которые, как правило, выполнены на разъёмах RCA и расположены на тыльной стороне корпуса.

Я ничего не пишу про технические характеристики, потому что многие аудиоинтерфейсы, которые сейчас позиционируются как "для домашних студий", по многим техническим характеристикам, таким как соотношение сигнал/шум, коэффициент нелинейных искажений и т.д., значительно превосходят те магнитофоны, на которых, например, Pink Floyd записывали свой легендарный Dark Side Of The Moon, но почему-то я не слышу новых альбомов такого уровня. Так что, вместо того чтобы пытаться расслышать разницу между 88 кГц 24 бита и 96 кГц 32 бита, лучше думайте о том, как создавать монументальные произведения, которые будут слушаться даже через сорок лет.

На этом всё. Спасибо за внимание и творческих вам успехов!