Рок-Сундук: издания альбомов группы Ten Years After

2,4K прочитали
группа Ten Years After, слева направо: Чик Черчилль, Рик Ли, Лео Лайонс, Элвин Ли (скан фото взят с европейского CD-издания 2015 года концертного альбома Undead (1968))
группа Ten Years After, слева направо: Чик Черчилль, Рик Ли, Лео Лайонс, Элвин Ли (скан фото взят с европейского CD-издания 2015 года концертного альбома Undead (1968))

Здравствуйте, дорогие друзья!

В сегодняшней статье пойдет речь о британской блюз-роковой группе Ten Years After. Как всегда мы будем говорить про виниловые издания. Сразу замечу, что в середине-конце 1970-х годов большой популярностью у ленинградских коллекционеров пользовались пластинки не столько самой группы, сколько сольные работы ее лидера - гитариста Элвина Ли (Alvin Lee). Не знаю, с чем это было связано, возможно с редкостью хождения пластинок, хотя сегодня ситуация прямо противоположная (у нас в Санкт-Петербурге по крайней мере) - изданий группы навалом, а вот сольников Ли как-то не очень. Сам я стал коллекционировать альбомы группы только в конце 1990-х годов, а вот сольников Элвина, к сожалению, так и не приобрел. Кстати, вспомнилось: ленинградские филофонисты в шутку эту группу частенько называли «Тени из Автово» (для справки - в 1970-х годах под Автово подразумевалась одна из «толкучек» (стихийных рынков), где, в том числе, винил советские меломаны и приобретали). Хм, что ж, созвучно ))

Фигура Элвина Ли, как признают музыкальные критики и журналисты, а возможно и большинство поклонников (и я с ними полностью согласен в таком случае) - центральная для творчества группы Ten Years After. По крайней мере, Ли был основным автором композиций в дискографии коллектива, но вот что любопытно: если музыка самой группы периода 1967-1974 гг. представляет собой строгий по канонам блюз-рок, то в работах вне группы Ли делал упор на хард-рок. Это может свидетельствовать как о гениальности музыканта, не зацикливающегося на одном направлении, так и о том, что хотя Ten Years After и существуют по сей день еще аж с 1960-х годов, но ее вразумительная история закончилась в 1974 году, когда Элвин впервые покинул своих товарищей по причине того, что хотел дальнейшего развития.

Элвин Ли (имя при рождении - Грэхэм Энтони Барнс, 19.12.1944 - 06.03.2013) начал профессионально играть на гитаре где-то с 13-летнего возраста, первыми группами, где он принимал участие сначала как ритм-гитарист, а потом лидер-гитарист были, соответственно, Vince Marshall and the Square Caps и Alan Upton and the Jail-Breakers. С 1950-х годов на волне эпохи рокабилли, рок-н-ролла, серф-рока стали появляться сотни различных команд, вдохновленных творчеством Элвиса Пресли, Бадди Холли и других именитых корифеев рок-н-ролла, среди них свое место нашел и наш герой Элвин, который встретился с Лео Лайонсом в команде Atomites. Команда приросла троими участниками и превратилась в том же 1960-м году в группу Ivan Jay and the Jaymen.

Группа The Jaycats в 1960, слева направо: Лео Лайонс, Иван Джей, Пит Эванс, Элвин Ли, Рой Купер (источник фото: http://tya.de/alvinlee/pre_tya.htm).
Группа The Jaycats в 1960, слева направо: Лео Лайонс, Иван Джей, Пит Эванс, Элвин Ли, Рой Купер (источник фото: http://tya.de/alvinlee/pre_tya.htm).

К 1962 году группа сменила свое название сначала на The Jaymen, затем на Jaycats, и, наконец, стала называться The Jaybirds (в переводе на русский - сойки). Последняя с 1962 по 1965 года выпустила с десяток синглов, издававшихся лейблом Embassy. Своих песен музыканты не сочиняли, перепевая чужие композиции типа "What Have They Done To The Rain" Мальвины Рейнольдс или "She's Not There" Родни Эрджента, основателя группы The Zombies (этот сингл был выпущен группой в июле 1964 года и затем вошел в одноименный альбом 1965 года). К сожалению, достать сегодня синглы команды The Jaybirds достаточно проблематично, на мой взгляд, а вообще они выходили ограниченно в составе таких как сборников как Let's Go Surfin' / Presenting The Fabulous (Two Great UK Beat LP On 1 CD) (Германия, 2002 год) и Four Shillings & Sixpence at Woollies: 50's and 60's British Nostalgia, Volume 1 (2017 год, выпущен компанией Smith & Co.).

В 1965 году к команде присоединяется Рик Ли, однофамилец Элвина, и в 1966 году группа переезжает в Лондон, чтобы стать аккомпанирующей группой для команды The Ivy League ("Лига Плюща"), где к "сойкам" присоединяется клавишник Уинстон Чик Черчилль (какая фамилия!), таким образом The Jaybirds превращаются в квартет, и в таком составе в ноябре 1966 года принимается решение переименовать группу в Ten Years After (дословно - "десять лет спустя", сокращенно TYA). Есть мнение относительно выбранного названия - так, оно было выбрано в честь "короля рок-н-ролла" Элвиса Пресли, пик популярности которого пришелся на 1956 год (по мнению участников группы).

Первый контракт команда подписала с Deram, созданного в 1966 году подлейбла компании Decca, имевшей офисы по обе стороны Атлантики - в США и Англии.

английское издание дебютного альбома Ten Years After (1967). В моей коллекции отсутствует (фотографии взяты с сайта discogs.com)
английское издание дебютного альбома Ten Years After (1967). В моей коллекции отсутствует (фотографии взяты с сайта discogs.com)

Итак, на лейбле Deram выйдут первые пять студийных альбомов и первый концертный альбом, с 1967 по1970 года, а также все сборники по 1974 год включительно. Надо признать, этот период был пиком активности команды, выпустившей в 1969 и 1970 годах сразу по два студийных материала. А открыл страницу блюзовой истории группы одноименный альбом Ten Years After, вышедший в конце октября 1967 года. Треклист был представлен наполовину чужими хитами, но на дебютнике стало сразу понятно, кто будет рупором в сочинительстве.

В августе 1968 года выходит первый концертник, записанный в джаз-клубе Klooks Kleek в Лондоне в мае 1968 года. Весьма любопытный разноплановый альбом, сочетающий в себе джаз, буги, рок-н-ролл, особенно можно выделить такие композиции как "Shantung Cabbage" (автор - Рик Ли), представляющая из себя драм-соло, и "I'm Going Home", сочиненную Элвином Ли.

Для первых двух альбомов характерно следующее: издания не раскрывались и ничем не комплектовались, за исключением японских изданий, содержащих традиционную однолистовую или четырехстраничную вкладку. Единственным отличием являются реверсы конвертов некоторых изданий, о чем можно прочитать в галерее выше. Также, Deram выпускал до 1970 года пластинки как в моно, так и в стерео-форматах. Для моно-формата "пятаки" были коричнево-белого цвета, для стерео - красно-белого цвета. Также при нумерации SML (стерео) / DML (моно) с номерами 1001 по 1021 этикетки были 10 см в диаметре, а по периметру содержалась глубока канавка, которую можно наблюдать, к примеру, на представленном выше "пятаке" с английского издания дебютного альбома. В 1968 году канавка на "пятаке" исчезла, но диаметр этикетки остался размером 10 см до 1969 года, с конца этого года диаметр будет составлять уже 9 см. При этом для выпусков с 1966 по конец 1969 года буквы номера матрицы ZAL или XZAL перевернуты и напечатаны как бы в зеркальном отражении. С конца 1971 по первую половину 1972 года диаметр этикетки лейбла снова становится 10 см, однако коричнево-белый цвет на изданиях свидетельствует уже не о моно-формате, а о репрессе. Думаю, для коллекционеров винила это может показаться важным, в особенности для тех, кто гоняется за первопрессами первых альбомов Ten Years After.

Итак, команда была тепло принята аудиторией, прежде всего американской, поэтому Элвин закрепляет успех выпуском в феврале 1969 года второго студийного альбома под названием Stonedhenge ("Стоунхендж", знаменитый археологический памятник в графстве Уилтшир, Англия), где среди композиций можно выделить хит "Hear Me Colling", который будет впоследствии перепет культовой группой Slade в 1972 году (концертный альбом "Slade Alive!"). В Северной Америке (США, Канада) издания альбома отличались другой обложкой, в 1987-1988 годах, как в случае с первыми двумя альбомами, были выпущены немецкое и английское издания с другой картинкой на реверсе конверта (см. картинки в галерее). Также этот альбом стал первым вышедшим с разворотом, и эта тенденция будет сохраняться до конца взаимоотношений с полдейблом Deram.

внутренние пакеты для пластинок, записанных в моно и стерео-форматах (фотографии взяты с сайта discogs.com)
внутренние пакеты для пластинок, записанных в моно и стерео-форматах (фотографии взяты с сайта discogs.com)

Любопытная деталь: в правом верхнем углу задней стороны конверта можно заметить небольшое круглое отверстие. Делалось это для того, чтобы покупатель пластинки понимал, в каком формате она записана, для этого пластинка упаковывалась во внутренний пакет c красной или голубой лентой по краям пакета, где красный цвет обозначал моно-формат, а голубой - стерео. Если вставить пластинку в таком виде в конверт, через это отверстие сразу станет видно, какой формат у пластинки. Сейчас это, конечно же, уже не актуально, и, на мой взгляд, имело значение исключительно при приобретении пластинки в магазине, когда издание было полностью запечатано (Sealed).

плакат с одного из немецких изданий (информация взята отсюда: https://www.rootsvinylguide.com/ebay_items/ten-years-after-ssssh-grerman-deram-with-giant-poster-sml-1052)
плакат с одного из немецких изданий (информация взята отсюда: https://www.rootsvinylguide.com/ebay_items/ten-years-after-ssssh-grerman-deram-with-giant-poster-sml-1052)

Двигаемся дальше: спустя полгода, в августе 1969 года выходит третий студийный альбом под названием Ssssh. При этом выход альбома совпал с участием группы в легендарном рок-фестивале Вудсток в августе 1969 года. В ведущих странах альбом вышел с разворотом, издания ничем друг от друга не отличались, за исключением одного из испанских изданий того же 1969 года с другой обложкой (без разворота) и одного из немецких изданий, комплектовавшегося плакатом на 6 разворотов. Из альбомов 1960-х годов мне этот нравится больше всех, не удивительно, что он занял сильные позиции в американских и британских чартах, за счет таких композиций как "Bad Scene", "Stoned Woman", обработкой "Good Morning Little Schoolgirl" (за авторством Сонни Бой Уильямсона, сочинившего ее в 1937 году под названием "Good Morning, School Girl") и "I Woke Up This Morning". Также очень красиво с художественной точки зрения выполнен разворот: красный негатив глаз, вероятно, Элвина.

В 1970 году команда выпускает еще два альбома: Cricklewood Green (апрель) и Watt (декабрь). Большинство изданий вышли с разворотами, первые пресса альбомов в Америке, Японии и Европе комплектовались плакатами на четыре разворота. Кстати, из-за отсутствия плаката с альбома Watt, я его так и не приобрел в свое время. Также альбом Watt отличается от Cricklewood Green наличием разных вариантов обложек (см. в галерее). В свою очередь, Cricklewood Green стал последним альбомом, выпускавшемся в моно-формате.

Надо заметить, что переиздания альбомов Ssssh (1969), Cricklewood Green (1970) и Watt (1970) во всех странах выходили на лейбле Chrysalis, лейблом, с которого у группы начались взаимоотношения с 1971 года, т.е. с альбома A Space in Time, вышедшего в октябре. В это период пластинки выпускались по регионам в следующем порядке - Европа, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР на лейбле Chrysalis, в США и Канаде пластинки выпускались лейблом Columbia, а в странах Центральной и Южной Америки пластинки выпускались CBS Records, которая распространяла за пределами Северной Америки продукцию Columbia.

Издания альбома A Space in Time вышли во всех странах без разворота, из отличий можно назвать выход в США некоторых изданий с видоизмененным реверсом конверта (см. в галерее). Вместе с тем следующий студийный альбом, седьмой по счету, под названием Rock & Roll Music to the World вышел в 1972 году во всех ведущих странах с разворотом (в случае с этим альбомом также можно встретить ряд изданий с иным оформлением конвертов, что и представлено в галерее). Звучание на этих альбомах, как отмечают музыкальные критики, стало мягче по сравнению с предыдущими работами, что объясняется появлением в 1968 году на мировой сцене группы Led Zeppelin, сочетавших в своей музыки тяжелый блюз и легкие мелодичные баллады. "Цеппелины" явно порвали шаблон звучания в тяжелом блюзе, поэтому с ними стало просто сложно конкурировать. Но, опять же, кому что нравится - я знаю людей, которым НЕ нравится Led Zeppelin (к счастью, они в меньшинстве ))

В июне 1973 года выходит второй концертный альбом группы и первый на двойном виниле Recorded Live, представляющий собой микширование композиций с четырех концертов, отыгранных с 26 по 29 января 1973 года в Амстердаме, Роттердаме, Франкфурте и Париже. Большой интерес вызывает одно из японских изданий (см. в галерее), комплектующееся плакатом на 6 разворотов, хотя этот плакат не является официальным, видимо в Японии решили таким образом подстегнуть интерес к группе для коллекционеров винила, поэтому его статус сродни немецкому плакату с альбома Ssssh (1969). Кстати, Recorded Live стал последним альбомом с изображением гитары модели Heritage 535, на которой играл Элвин.

Вышедший в апреле 1974 года восьмой студийный альбом Positive Vibrations стал последним для лейбла Columbia, так как альбом 1989 года About Time вышел только на лейбле Chrysalis. Издания альбомов не раскрывались и ничем не комплектовались, альбом 1989 года сегодня представляет если не коллекционный интерес, то стоит нормальных денег (в состоянии Mint-) по причине малого винилового тиража и отсутствия переизданий.

Как я уже говорил в начале статьи, 1974 году стал завершающим этапом в блюзовой карьере музыкантов, потому что вышедший спустя 15 лет About Time имел уже отчетливое хардовое звучание, и, на мой сугуюо личный взгляд, Элвин вернулся в команду в 1988 году только для концертной деятельности (с 1988 по 2003 гг. был записан всего лишь один студийный альбом). Здесь же нужно сказать пару слов о сольном творчестве Элвина, которое контрастирует с тем, что он делал в Ten Years After.

Еще до официального ухода в 1973 году Ли выпускает совместный с Майлоном ЛеФевром альбом On The Road To Freedom, в записи которого приняли участие такие деятели как экс-"битл" Джордж Харрисон, Мик Флитвуд (из Fleetwood Mac), Ронни Вуд (Jeff Beck Group, Faces, The Rolling Stones) и другие. В 1975 году Ли выпускает свой первый сольный альбом Pump Iron!, а еще через три года в 1978 году - второй сольный альбом Let It Rock. Альбомы 1973-1978 годов вышли в Европе и Японии на лейбле Chrysalis, в США и Канаде - на Columbia (по аналогии с TYA). В 1981 и 1986 годах Ли выпускает еще сольные работы - RX5 (Европа, Япония - Avatar Records, США и Канада - Atlantic) и Detroit Diesel (США, Япония, Канада, Нидерланды - 21 Records, Германия - Bellaphon). Альбомы 1990-х годов - Zoom (1992) и Nineteen Ninety-Four (1993) на виниле практически не вышли (Zoom был выпущен только в Германии и США, а альбом 1993 года - только в Греции). Последним сольным альбомом в дискографии Элвина является Still On The Road To Freedom (2012), вышедший на виниле в США в 2015 году на лейбле Rainman Records.

В 1970-х и 1980-х гг. Элвин создает ряд проектов, с которыми записывает ряд альбомов. Так, первым проектом стал Alvin Lee & Company, в рамках которого в 1974 году вышел двойной концертный альбом In Flight. Среди музыкантов значился именитый саксофонист Мел Коллинс, игравший во множестве групп (10СС, Bad Company, King Crimson, Camel, The Alan Parsons Project и др.). Все издания раскрывались, вышли в Европе и Японии на лейбле Chrysalis, в США и Канаде - на Columbia. Далее, Элвин создает проект под названием Ten Years Later, имеющее схожее с Ten Years After название, и издает подряд два альбома - Rocket Fuel (в 1978 году) и Ride On (в 1979 году), вышедшие в Америке на лейбле RSO, в остальных странах - на лейбле Polydor. Наконец, в 1980 году Элвин собирает очередной проект под названием The Alvin Lee Band и выпускает в этом же году альбом Fire Fall (единственный альбом среди всех проектов, который комплектовался вкладкой с текстами песен в английском издании, вышел в Америке на лейбле Atlantic, в остальных странах - на Avatar Records). При этом если посмотреть на состав команд, который отличался от проекта к проекту, можно сделать вывод, что все эти музыканты были не более чем сессионными участниками творческого порыва Элвина.

Помимо Элвина сольную работу записал и клавишник Чак Черчилль - в 1973 году на лейбле Chrysalis вышел его единственный альбом You & Me. В целом очень интересный, местами прог-роковый альбом, в котором приняли участие участники Supertramp Роджер Ходжсон и Рик Дэвис, барабанщик Кози Пауэлл (Rainbow, Whitesnake, Black Sabbath, The Michael Schenker Group), гитаристы Берни Марсден (Whitesnake) и Мартин Барре (Jethro Tull). Солидные игроки, поэтому и альбом получился на ура! В записи альбома своего коллеги по цеху принял участие и Лео Лайонс. А вот ударник TYA Рик Ли в 2011 году создал свой сторонний проект - Ric Lee's Natural Born Swingers, в рамках которого в 2012 году на CD был выпущен пока что единственный альбом Put a Record On.

На сегодняшний момент в Ten Years After из первоначального состава остались Черчилль и Рик Ли. Лео Лайонс принял участие в записи альбомов Now (2004) и Evolution (2008) (оба альбома вышли только на CD) при участии гитариста и вокалиста Джо Гуша, приглашенного в группу вместо окончательно ушедшего Элвина Ли. Лайонс и Гуш покинули команду в 2014 году, а последний на сегодня студийный альбом - A Sting In The Tale, вышедший в 2017 году, записывался при участии сменивших их Маркуса Бонфанти (гитара, вокал) и Колина Ходжкинсона (бас).

У группы за время их существования вышло несколько десятков сборников, половина из которых представлена и на виниле (речь идет о 1970-1980-х годах). Я в своей коллекции держу двойник Hear Them Calling, вышедший в Германии в 1976 году на лейблах Decca и Nova.

Что ж, на этом все на сегодня. Ждем от группы Ten Years After новых работ, а от вас, дорогие читатели, комментариев относительно творчества этой команды и Элвина Ли в частности.

Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.