48 подписчиков

"Водоворот": бесконечная спираль безумия

916 прочитали

Самое мучительное для меня в кинематографе, да и вообще в искусстве, когда была в сердцевине произведения какая-то идея да померла под нагромождением всего, что натворил с ней автор. Синдром поиска глубокого смысла все-таки очень болючая фигня.

Самое мучительное для меня в кинематографе, да и вообще в искусстве, когда была в сердцевине произведения какая-то идея да померла под нагромождением всего, что натворил с ней автор.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

Сериал «Водоворот» это отечественная неоновая калька с «Настоящего детектива», где всё почему-то пошло не так. Дано: the маньяк, который совершает ужасные ритуальные убийства, не просто с огоньком, а еще и с философией, команда полицейских, которая пытается его остановить (каждый со своими проблемами личными и психологическими, а то как же), мрачная нуарная атмосфера «гроб-гроб-кладбище-норкоманы», живописные пейзажи и красивые кадры с дрона. Короче, мы всё это видели, и даже не десяток раз, и вообще любителям жанра должно зайти. Но сюжет не успев как следует завертеться с места в карьер едет на саночках в ад. Такое ощущение, что за сценаристом стоит с электрошокером некто и периодически бьет его током, чтобы тот постоянно повышал градус мрачняка, безысходности и безумия. И вот уже маньяк у нас не просто поехавший фанатик с идеей повырезать как много больше наркоманов, а еще и работает на правительство, а правительство проводит над жертвами генетические эксперименты, прежде чем отдать их обратно маньяку. Из-за этого у наших героев отбирают дело, следят за ними и угрожают всяческими карами небесными, а левого судмедэксперта вообще убивают под шумок, чтобы повесить это убийство на них же. Во всеобщем безумии не хватает только высадки инопланетян и красной комнаты с танцующим карликом. И я вам так безжалостно спойлерю, чтобы вы ни в коем случае не посмотрели, а пересказе это традиционно звучит получше.

Честно говоря, во время просмотра меня не так сильно беспокоила всеобщая идиотичность происходящего — что мы, в самом деле, идиотии не видали, — а именно детали и особенно главные персонажи. Маньяк действительно может быть каким-угодно идиотом, и даже бить огромную ритуальную татуху на тыльной стороне ладони чтобы его точно-точно нашли, и ходить постоянно в огромном черном плаще, чтобы точно-точно узнали. Но обычные герои это какой-то кабздец.

Краснов (его играет Вдовиченков) — в 90-х устроил самосуд и расправился над целой бандой, отомстив за смерть своего напарника. Несмотря на это, остался работать в органах, еще и возглавляет убойную группу. У Краснова смертельно больная жена и обиженная на него дочь-подросток, которая обвиняет его во всех грехах еще и за измену с коллегой Мариной.

Кирилл — напарник Краснова, правая рука и философский Раст Коул этой вселенной, повернутый на «мыслить как преступник». Бывший военный с оттакенным птср, комплексом вины и в принципе подтекающим чердаком. Женился на вдове погибшего боевого товарища, но мира это никому не принесло, т.к. жена запивает антидепрессанты алкоголем, а сыновья его видеть не хотят.

Марк (его играет Аристарх Венес) — наркоман в завязке, который в процессе сериала развязывается, потому что происходящее вокруг невозможно выносить без веществ. Кстати, несмотря на трэш это наиболее адекватная линия, потому что все изменения с Марком проходят вот сейчас, на глазах у зрителя, а не пересказываются им самим как в остальных случаях.

Марина — луч света в темном царстве сценарного безумия, хорошая ответственная сотрудница и отзывчивая женщина, но и ей пытались прикрутить какую-никакую «темную сторону». Поэтому ее муж — бывший опер, сидит за изнасилование, а она зачем-то отдала своего ребенка какой-то подруге (??? сама не поняла, тут сюжет вообще уплывает).

Самое мучительное для меня в кинематографе, да и вообще в искусстве, когда была в сердцевине произведения какая-то идея да померла под нагромождением всего, что натворил с ней автор.-2

Да как они вообще с таким анамнезом работают в полиции? Офигенный вопрос! Круговая порука снова в деле, все прикрывают друг друга потому что «ну он же на самом деле хороший человек, просто вот тут ошибся немного», а возможно их специально собрали вместе, как в резервацию. Так или иначе, команда получилась очень органичная: пытают током не особо сговорчивых свидетелей, а сговорчивых просто бьют, мужики дружно пытаются спрятать все самые свои поганые черты от Марины, а она делает вид что им верит.

На этом моменте я перестала понимать, что же нам хочет показать автор. Дело в том, что у маньяка есть центральная философская идея, которая является и главной идеей сериала — о злых равнодушных людях, которые своими поступками создают метафорический водоворот, венцом творения которого является вот этот маньяк-каратель, который убирает порченные деревья в лесу © Звучит дебильно, но некая извращенная логика присутствует, допустим. Но совершенно теряется логика человека, который всё это придумал. С такой мощной идеей есть три варианта развития событий:

1) сюжет подтверждает идею маньяка: да, люди реально оскотинились, вокруг одно зло и солнце грёбанный фонарь;

2) сюжет опровергает выдвинутый маньячий тезис: нет, вокруг полно неравнодушных хороших людей, которые какие бы ошибки не делали в жизни, а тебя злодея победили, потому что неправ ты;

3) 50/50, вариант приближенный к нашему любимому каквжизни: неравнодушные люди борются со злом, но их усилий не хватает чтобы полностью его искоренить. Грустно и философски.

Какой же вариант выбирает сценарий? НИКАКОЙ. Вот серьезно. Сюжетно происходит вот что: команда и без того по уши в деле маньяка, расследует его окольными тропами из-за того что по службе им всячески вставляют палки в колеса (помним о том, что маньяк работает на правительство? то-то же). Совершенно случайно среди похищенных маньяком наркоманов оказывается дочь Краснова, с которой они разругались вдрызг, и у Краснова просто натурально едет крыша. В этом сериале безумием болеют все вместе, как гриппом, поэтому крыша едет у всех: у Кирилла, которому уже начинает мерещиться погибший друг, у Марка, который продолжает нюхать, дуть и безысходно заниматься сексом, у Марины, которая больше всего пытается помочь несчастным наркоманам и жертвам маньяка. Еще крыша едет у главы корпорации зла, которая проводит генетические эксперименты и курирует маньяка — да, в последний момент сценаристы еще и провернули фарш назад, не стали обвинять правительственную организацию в таком беспределе, поэтому у нас, как водится, есть частная компания и доктор зло. Так вот, глава корпорации зла предлагает Краснову сделку: если он отдаст все накопанные материалы по делу, то ему вернут дочь. Вот тут мой мозг поломался окончательно: а почему шантаж такой тупой? Можно было бы обставить это как сложный морально-этический выбор — вернуть Краснову дочь, а потом уже попросить в знак примирения материалы, ведь что ему до остальных несчастных наркоманов собранных маньяком? Но нет, даже такого варианта проявить наличие мозгов и эмпатии (а так же разрешить хоть немного заданный идейный конфликт) героям не предоставляют.

Самое мучительное для меня в кинематографе, да и вообще в искусстве, когда была в сердцевине произведения какая-то идея да померла под нагромождением всего, что натворил с ней автор.-3

Что в итоге? В агонии здравого смысла Краснов убивает одного из свидетелей деяний маньяка, потом берет в заложники семью охранника чтобы пробраться на корабль корпорации зла. Это я вам не просто так расписываю — это типа моральное падение главного героя, чтобы вы понимали, который и так был сомнительной положительности. Вчетвером они штурмуют огромный корабль под песню «Передайте это Гарри Поттеру, если его встретите» Сплина. Маньяк появляется на слове «Волдеморт». Я не шучу, саундтрек в этом сериале вроде как современный, но абсолютно рассинхронизирован с картинкой, хотя упорно пытается сделать вид что всё переплетено. Марк ловит животом пулю во время штурма. Маньяк похищает дочь Краснова, пытается ритуально убить ее среди костров рябин и кривых деревьев. Кирилл вступает в схватку с маньяком, но тот его убивает. Краснов в итоге спасает дочь, убивает маньяка, но получает раны не совместимые с жизнью и умирает на руках у рыдающих дочери и Марины. Там еще у маньяка был напарник-снайпер, но по-моему у него за весь сериал ни одной реплики, поэтому буду делать вид, что он мне примерещился.

Марк выжил, начальник Краснова так и не ушел на пенсию, смертельно больная жена Краснова умерла еще до развязки, а его дочь осталась с Мариной, то бишь его любовницей. Ах у ели, ах у ёлки!

Нет, я все-таки решительно не понимаю к чему это всё было и что нам говорит финал. Маньяк оказался прав, раз почти все хорошие герои умерли и по сути ничего не добились кроме каких-то локальных побед? Там есть шикарная в плохом смысле сцена в финале, что у маньяка оказывается есть группа вконтакте (!!! не будем об этом, просто не будем) и там он морочит головы подросткам, которые бросаются с крыш. Чуете, как делом «Синих китов» запахло? Всё зло от вашего энторнета.

Итак, маньяк у нас победил? Но ведь герои с самого начала были теми самыми неравнодушными людьми, которым реально было больше всех надо. Краснов впрягся за незнакомых ему наркоманов, забив на собственную личную жизнь еще когда с дочерью было всё в порядке. Кирилл упоролся настолько, что буквально в голову влез к этому маньяку и даже какую-никакую эмпатию к нему испытывал. Марина морально поддерживала несчастную никому не нужную девочку-наркоманку, получая в ответ только грубость и ругательства. Марк вписывался за подругу и проводил свое собственное расследование, одновременно страхуя напарников. Да, они при этом жутко косячили, но они уж точно не были злыми и равнодушными, а очень даже наоборот.

Идея о том, что во имя добра положительными героями совершаются такие поступки, которые превращают их в монстров тоже никак не вырисовывается. Мы даже не видим, что герои-то были положительными, поскольку не успеваем заметить их хорошие качества в действии — сюжет ураганно стартует и вот мы уже наблюдаем в них всё самое неприглядное. А не увидев в героях ничего положительного, зрителю достаточно проблематично им сопереживать и как-то подключаться к истории, получается только брезгливо наблюдать за действиями мудаков. Причем, «наши» мудаки отличаются от злодеев только степенью отвратительности. К тому же, история быстро скатывается к «псих психа кропает».

Просто живыми людьми со своими недостатками и достоинствами героев тоже воспринимать не получается — образы застывают где-то на уровне раскрашенного картона, а дальше разлетаются клочьями под напором сюжетных поворотов.

Самое мучительное для меня в кинематографе, да и вообще в искусстве, когда была в сердцевине произведения какая-то идея да померла под нагромождением всего, что натворил с ней автор.-4

Было ли в сериале что-то хорошее, ну, помимо добросовестной работы оператора? Да! Героиня Алёны Михайловой, звезды недавнего сериала «Чики». Во-первых, необычная инопланетная красота Алёны это украшение любого проекта. А во-вторых, ее героиня являясь девочкой-подростком где-то на обочине сюжета вдруг в предфинальной серии за несколько минут решает главный кейс сериала, а именно находит пристанище маньяка. То есть, вы понимаете: 7 серий четыре взрослых оперативника с огромным стажем работы, а некоторые еще и с боевым опытом, бегают по стенам, смотрят жуткие видосы с расчлененкой и наскальную маньячную живопись, опрашивают выживших свидетелей, потом едут к черту на рога, опрашивают еще свидетелей, один из которых стреляется из ружья в голову. И всё это для того, чтобы девчонка, которая знакома с делом по принципу «слышала звон» посидела чуток вконтакте, поговорила с бывшей одного наркомана и нашла корабль корпорации зла. К Л А С С. Есть все-таки женщины в русских селеньях.

Все-таки самое обидное в этом сериале это видеть хорошие идеи под тонной шлакоблока и интересные находки, которые можно было бы увязать в логичную историю, чтобы и нужный градус мрачняка оставался, и смысл не терялся среди кривых деревьев. Ни один из персонажей не закрыл свой гештальт и не разрешил конфликт, который его мучил. Кирилл совершенно точно должен был убить маньяка и умереть, ведь он разгадал его полностью и был совершенно опустошен, затянут в тот же водоворот — великая жертва. Краснов должен был спасти дочь, еще раз вписаться за чужих детей и выжить, метафорически искупив свою вину, иначе их конфликт с дочерью становится совершенно непонятным и ненужным. За ситуацию с дочерью мне обиднее всего, какая же наглая манипуляция подростковыми чувствами. Мол, вот так, детка, не ценила своего папочку, а теперь он ууууумер и ты совсем сиротинушка, будешь жалеть до гробовой доски о том, что вы разосрались, а он тебя ценой своей жизни спас. Причем, по-хорошеу, претензии предъявлять ему ей было за что. Кстати, она после такого поворота себе веревку мылить не полезет?

Марк никак не поплатился ни за срыв, ни за противоправные действия под прикрытием корочки полицейского. Что там с Мариной и ее мужьями, детьми и прочим я даже не берусь судить. Получается, на Марине теперь дочь Краснова на грани нервного срыва и жена Кирилла, у которой и так беды с башкой, плюс еще и бывший из тюрьмы написывает. Как разрешилась ситуация внутри ведомства и посадят ли начальника Краснова за создание настолько опасной ячейки, как эта опер-группа — загадка. Вообще неловкая история, получается сбэшников спустили проверять отдел, потому что правительство курировало незаконные генетические эксперименты над людьми, еще и прикрывая маньяка. Героиня Алёны Михайловой и ее парень, за которого она вписывалась и даже нашла ради него маньяка этим убогим, так и не встретились. Мммм, класс, даже не знаю что мне нравится больше.

Самое страшное в этом сериале, что по слухам на стадии сценария он был абсолютно адекватным проектом, хоть и тяжелым, мрачным, нуарным, ect. Что ж там в продакшене случилось, что родилось ЭТО. В финальной сцене героиня Алёны Михайловой идет по улице в наушниках, а прямо позади нее шмякается с крыши подросток из той самой маньячной группы вконтакте — дихотомия прекрасного и уродливого. Ну, или наглядная метафора как сценарий убивает всё прекрасное в самом себе.