Признаться, авторы канала сейчас уже слегка устрашились взятой на себя тяжелейшей миссии - просветить читателей относительно "всей культуры". Но... Глаза боятся, а руки печатают. Мы постараемся продолжить.
Для нас, европейцев, история европейской культуры все же наиболее структурирована по сравнению с культурами, скажем, "восточными". Здесь мы имеем сравнительно хорошо изученное общее культурное и духовное наследие, основанное на греко-римской античности, христианстве, иудаизме, Ренессансе и так далее.
Античности мы постарались уже отчасти коснуться. Что же было дальше?..
В раннее Средневековье в европейской культуре можно выделить два больших направления: византийскую культуру (в Восточной Европе) и романско-готическую, проявившуюся в Западной Европе.
В этот период (VI-VII века новой эры) продолжались позднеантичные тенденции развития в условиях утверждения и повсеместного распространения христианства. Искусство и философская мысль сосредотачиваются на воплощении "божественного идеала", сохраняя при этом богатый арсенал унаследованных от античности выразительных средств и умозрительных подходов к предмету осмысления.
Церковная мозаика, VI в.:
Сведения о все более усложняющемся мире черпались прежде всего из Библии и из произведений древних авторов. В изобразительном искусстве постепенно произошел расцвет таких "форматов", как мозаика, фреска и, конечно, икона. Усложняется архитектура, и прежде всего - церковная.
Константинополь:
Немало древнейших величественных храмов мы можем увидеть сегодня и в Причерноморье, а также на Кавказе.
Самыми ранними произведениями, оказавшими влияние на последующую средневековую литературу, стали христианские Евангелия, религиозные гимны и труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.
Схоластика - систематизированная европейская средневековая философия; синтез католического богословия и "логики Аристотеля".
Представленное здесь музыкальное произведение ни по времени создания, ни тем более по времени исполнения не соответствует, конечно, описываемому периоду, но, пожалуй, отчасти передает сам дух той давней эпохи, с его духовными и эстетическими устремлениями. Мы говорим примерно о V-XV веках...
А теперь уже о сугубо наших днях. Схоластика схоластикой, но не будем забывать и о необходимых сегодняшних проявлениях культуры внутренней, поведенческой и даже бытовой.
Не сомневаюсь, что некоторые читатели знают о том, что будет сказано, и без автора, но все же...
Пока у нас никак не получалось совместить в одной публикации разговор о том, что нам неплохо бы знать из опыта мировой культуры, и разговор о культуре в себе самих.
Итак, доступно об ЭТИКЕТЕ:
Приличный человек не проявляет на людях слишком бурные эмоции - ни радостные, ни негативные.
По правилам этикета целоваться на людях нельзя — в этом мало приятного для окружающих.
Когда кушаешь за общим столом, не вторгайся в пространство соседа локтями.
Режь большие куски на маленькие.
Не дуй на горячую пищу.
Почаще промокай рот салфеткой.
Не разговаривай с набитым ртом.
Не клади телефон на стол.
Пришедшие вовремя в ресторан или театр должны ждать опаздывающих не более 20 минут, а затем вполне могут не считать себя им чем-то обязанными.
***
А теперь... Просто Борис Пастернак. Из его прозаического романа "Доктор Живаго":
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
(взято отсюда: https://rustih.ru/boris-pasternak-zimnyaya-noch/)
***
С вами был Алексей Бойко
Подписывайтесь - и обрящете!..