Найти тему
Обдумывающим житьё!

Дембельский аккорд. Рождение нетленного.

Мастер и Заказчик.
Мастер и Заказчик.

Проходя в армии срочную службу уже в 23 года , я был фотографом политотдела соединения, и у нас художником была одна на двоих мастерская-лаборатория. Мой сослуживец был профессиональным художником –оформителем, королем наглядной агитации и призывом старше меня. Он рассказывал, что до армии у него была форма головы Ленина, для отливки из гипса. Сколько "Лениных" от отлил в ней для сельских клубов – одному Богу известно, но в воспоминаниях он ласково называл Ильича – «кормилец». Замечу, что полтора года совместной службы сдружили нас на всю жизнь. Армии я обязан другом. Сколько интересного народу собиралось у нас в «художке», какие интересные разговоры были, тогда брали в армию студентов, часть у нас была ответственная и будущих сержантов подбирали из них. Обсуждали жизнь, музыку, книги. Полтора года мы вместе с другом ответственно удовлетворяли духовные и политические запросы сослуживцев и командования, сделали два музея, несколько фотовыставок, и конечно, помогали с оформлением дембельских альбомов. Выпускали экспресс-газеты на собраниях и конференциях, воспевали ратные подвиги соединения разбросанного по округу и за его пределами. Но вот настал тот день, когда мой коллега-сослуживец получил «дембельский аккорд». Вполне в стиле великих Борджиа командир части «заказал» ему 6 полотен размером 2 на 4 метра. Размер задали свободные ниши в стенах спальных помещений рот. 48 квадратных метров живописи! Требования были – холст, масло, выдержать размер, добротно, «чтоб красиво» и на тему «Широка страна моя родная!». Тема была разумной, так как перестройка требовала обращения к вечным ценностям, ибо линия партии и начальства была труднопредсказуема, а так риск отсутствовал. Разумеется, стиль мог быть один – социалистический реализм . Никакие иные выкрутасы с целью ускорить написание шедевров не прошли бы, без ущерба для автора. Еще одно творение, Седьмое (3м. Х 2 м.)., на тему русских сказок (???!!!) должно было увековечить имя художника и заказчика на стене в столовой. Художник, знавший крутой нрав заказчика, его вкусы и запросы, взгрустнул. Он вспоминал сроки написания работ великими мастерами прошлого и обтекал... Тоска была не челе мастера, а в уме – ну хоть бы мыслишка! Но на выручку мастеру пришли армейская дружба и солдатская смекалка. Могу сказать, что все материалы были в наличии. Попили чайку и решили - действуем. Будут в части нетленные творения! Экскурсии водить будут. Клиент щедро платит дембелем - клиент будет доволен! Пока Мастер вербовал в роте подмастерий из числа молодых, используя административный ресурс – хорошие отношения с сержантами, тоже дембелями и соблазняя их дармовым чаем с хлебом, маслом, сушками и печеньем, я слетал в хозяйственный магазин за валиками и кистями малярными, а так же в книжный, за комплектом пейзажных открыток. К моему возвращению работа по изготовлению подрамников уже кипела, и мы смогли за кофейком сосредоточиться на творческой части. Отобрали подходящие открытки и наметили сюжеты. После чего я быстро переснял на негативную пленку все выбранные открытки и вставил в рамки, как слайды. Утром первый подрамник уже загрунтованный был вчерне готов. Мы установили проектор и спроектировали изображение в нужном масштабе на холст. Мастер карандашом наметил контуры шедевра, при этом мы компилировали открытки и искали композицию тут же. На карандашный набросок шедевра ушло чуть более часа. По скорости работы мы оставили позади вех великих. После чего автор научил подмастерьев работать валиком и указал, где красить небо, где воду, где луг. Каждому дал готовый колер и работа пошла. К вечеру заготовка была готова и Мастер притупил к таинству создания нетленного! К вечеру второго дня первая картина была готова и представлена заказчику, который остался доволен два раза! Первое – картина красивая и хорошая. Второе: я же говорил, что всё можно, а ты мне – такое годами писали! Как я и предполагал – две недели «за глаза». За две недели работы были написаны, вставлены изготовленные рамы и развешаны по местам. Автор был счастлив тоже два раза. Дембелю и тому, что больше их никогда не увидит. Я утешился радостью друга и тем, что еще полгода буду ежедневно созерцать наши «творения», в качестве наказания за глумление над искусством живописи. Автор был скромен и работы не подписал. Однако они более 10 лет, до самого расформирования части в 90-е удовлетворяли эстетические вкусы военнослужащих. Один маленький секрет был. Но и тот вскоре оказался утерян. Дело в том, что в образах сказочных персонажей на картине в столовой, пытливый ум компетентного зрителя легко узнавал знакомые лица сослуживцев Мастера. По окончании работы, уходя на дембель, мой друг оставил малярные кисти и валики тщательно отмытыми и сложенными в ведро надписью. «Для написания нетленных творений».

-2