Вчера пылесосил дизайнеров по сайтам. И заметил одну неприятную особенность: когда ребята скидывают ссылки на последние реализованные сайты... Оказывается, что часть из них уже не работает. Обычно они на каких-нибудь конструкторах по типу Тильды.
Возникает ситуация:
= = =
Клиент купил сайт, а что делать с ним — не купил.
= = =
Типичный фрилансер не заморачивается над вопросами:
- А зачем вам сайт?
- Какая цель?
- Уже знаете что будете делать с ним дальше?
О нет. Обычный наемник мыслит категориями: Деньги в кассе → расчехляем стволы → заказ сделан → плыви пока снова не занесешь мани
И он считает, что отлично делает своё дело.
[а потом они говорят что в России есть хоть какая-то конкуренция на фриланс-рынке]
.
Ответственность профессионального специалиста — понять, до этапа реализации, нужно ли твоё решение в целом.
Врач не будет сверлить тебе зубы только потому что ты думаешь, что там есть кариес.
Он убедится правда ли это.
.
Задавай вопросы клиенту
Если ребята четко знают: "Нам нужен сайт чтобы протестировать бизнес-гипотезу. Вот такая задача, такие сроки. Сделаем сайт → пустим рекламу → проанализируем результаты"
Велкам. Есть понимание "зачем", значит делаем.
Можно задать ещё дополнительные вопросы по дизайну и наличию контента на сайт. Дать свои рекомендации, если видишь что что-то в их плане прям хреново. Не прямую критику, а аргументированные рекомендации.
.
А бывает так, что клиент говорит: "Ну вы знаете, у каждого уважающего себя специалиста должен быть свой сайт... В интернете прочитал. Я себя уважаю, вот, хочу сайт."
И тут нужны дополнительные вопросы.
= = =
Мы не пытаемся переубедить человека в стиле Оби-Вана-Кеноби:
— Тебе не нужен сайт
— Мне не нужен сайт
= = =
Твоя стратегия:
Не "ок, ща сделаем", а "Сделаем вам сайт. Но вы же знаете про ежегодный платеж за домен? Хостинг? Сайт без рекламы не принесет клиентов, продаж. Мы правда хотим сделать сайт просто чтобы он был?"
И это тот самый момент, когда клиент может открыть для себя что-то новое.
Оказалось, что он не знал про дополнительные траты, не знал что заказы не польются с неба.
Он не был уверен зачем ему сайт и с вероятностью в 75% закрылся бы на второй месяц. Причина: банально хост не продлил. Или подписку на тильде.
.
И тут ты спросишь, а какое тебе нахрен дело до целей использования сайта клиентом? Деньги в кассе, сделал дело — гуляй смело.
И-и-и ответ прост: обоюдная выгода.
Я экономлю своё время не занимаясь безнадежным проектом, а клиент не тратит свои деньги непонятно куда.
И все довольны. Более того, когда этому человеку реально понадобится сайт — он придет к тебе. Потому что в нужное время ты остановил его от бессмысленного поступка, а не просто по-быстрому срубил бабла и ушел в закат.
.
Но это не значит что я прав, а вы все говно. Каждый делает свой выбор. И зона ответственности у всех своя.
Контакты для связи:
vk.com/sylar167
t.me/dardent
it@readman.pro
Виктор Битюков, Full Stack Web Developer