45,2K подписчиков

6 возможных причин затопления «Титаника» включая официальную версию

16K прочитали

Здравствуйте, уважаемые читатели! «Калейдоскоп истории и жизни» снова приветствует вас. Не забывайте ставить «лайки», репостить наши публикации и подписываться на канал, если заглянули к нам впервые.

Трансатлантический лайнер «Титаник», бывший самым большим и наиболее совершенным кораблём своего времени затонул в водах Атлантики 15 апреля 1912 года. И сразу же после его затопления как грибы после дождя начали расти и шириться всевозможные слухи и гипотезы о причинах случившегося несчастья.

Все фотоматериалы в статье взяты со свободных источников.
Все фотоматериалы в статье взяты со свободных источников.

Люди вспоминали зловещие предзнаменования и роковые предсказания, которые прозвучали ещё за много лет до злосчастного происшествия. Кое-кто даже на полном серьёзе утверждал, будто бы дело было в «неправильном» названии корабля. Мол, титаны - это в греческой мифологии полубоги, низвергнутые в Тартар и что туда-то (ладно, не туда, а на морское дно) злосчастный лайнер в конце концов и отправился.

Большинство учёных вполне устраивает официальная версия, но время от времени появляются и другие гипотезы затопления легендарного корабля. И хоть некоторые из них вряд ли претендуют на достоверность, наряду с ними были выдвинуты предположения, которые выглядят вполне правдоподобными.

1. Версия официальная: виноват айсберг

Согласно официальному заключению «Титаник» затонул по причине столкновения с ледяной глыбиной, вызванного слишком высокой скоростью, с которой шёл корабль.

Трансатлантический лайнер «Титаник», бывший самым большим и наиболее совершенным кораблём своего времени затонул в водах Атлантики 15 апреля 1912 года.-2

И хоть при расследовании причин затопления корабля обнаружилось немало ошибок и нарушений правил техники безопасности, в качестве единственного виновника затопления корабля был назван именно айсберг.

Должно быть, потому, что это устраивало всех: не нужно больше проводить никаких дознаний и экспертиз и незачем искать того, кому бы это преступление оказалось выгодным. Виноват айсберг - и всё тут.

2. Версия вторая: взрыв на «Титанике»

В ходе независимого расследования, проведённого несколькими американскими журналистами, выяснилось, что ещё за неделю до выхода лайнера из порта в его трюме уже горел уголь.

Эта версия стала довольно популярной уже после первых же погружений к покоящимся на дне моря останкам «Титаника». Лайнер был найден разорванным на три части и хоть согласно официальной гипотезе это случилось из-за напора воздуха при затоплении, предположение о взрыве лучше объясняет причину случившегося.

Сторонники этой версии полагают, что после встречи с айсбергом корабль ещё мог оставаться на плаву, если бы только в трюме не прогремел взрыв.

В пользу этой же гипотезы свидетельствует и рваное отверстие, обнаруженное в носовой части затонувшего лайнера.

Трансатлантический лайнер «Титаник», бывший самым большим и наиболее совершенным кораблём своего времени затонул в водах Атлантики 15 апреля 1912 года.-3

Ведь по мнению специалистов, ледяная глыба, с которой столкнулся «Титаник», просто не могла оставить такую пробоину.

Да и спасшиеся пассажиры злополучного корабля говорили что за несколько минут до того как лайнер начал погружаться в морскую пучину, они слышали жуткий грохот, похожий на отзвук взрыва.

3. Версия третья: ошибка или халатность капитана

Накануне злосчастного происшествия, 14 апреля 1912 года, радиоэфир в Северной Атлантике был полон сообщений о дрейфующих айсбергах, которые видели люди с других судов, проходивших поблизости.

Капитан «Титаника» Эдвард Смит не мог не слышать этих предупреждений, но до самого момента рокового столкновения продолжал их игнорировать. Так почему же он заблаговременно не отдал приказ о снижении скорости, который помог бы избежать несчастья, постигшего лайнер и его пассажиров?

За Смита заступились эксперты, утверждавшие, что капитан «Титаника» был вправе не обращать внимания на эти сообщения. Что, мол, Смит уже привык к тому, что за время трансатлантического плавания подобные предупреждения постоянно приходят на его корабль и что при этом не поймёшь: какое из них правда, а какое было отправлено по причине необоснованной паники или даже шутки ради. Говорили, что до несчастья с «Титаником» на счету Эдварда Смита не было аварий. Не зря же его даже прозвали «Непотопляемый И-Джей»!

На деле выяснилось, что эти хвалебные разговоры о капитане «Титаника» оказались мифом. И что именно из-за действий Смита ещё раньше на море происходили серьёзные аварии.

Первая серьёзная авария в карьере Смита произошла в сентябре 1911 года между «Олимпик» и крейсером « Хоук», в результате чего оба корабля сильно пострадали. И хорошо, что хоть из людей никто тогда не пострадал.
Первая серьёзная авария в карьере Смита произошла в сентябре 1911 года между «Олимпик» и крейсером « Хоук», в результате чего оба корабля сильно пострадали. И хорошо, что хоть из людей никто тогда не пострадал.

Но в этом случае возникает ещё один вопрос: если некомпетентность и/или неосторожность Эдварда Смита уже становились причиной серьёзных поломок, то как его могли назначить капитаном «Титаника» и доверить столько человеческих жизней?

4. Версия четвёртая: виноват первый помощник

Многие люди, несогласные с официальной версией, обвиняют в несчастье, случившемся с лайнером, помощника капитана Уильяма Мёрдока. И не без оснований: ведь тот уже успел побывать ранее в подобной ситуации и с честью вышел из неё, а на этот раз почему-то сплоховал. То ли из-за растерянности, то ли ещё по какой причине, выяснить которую не представляется возможным.

Слева направо: Мёрдок, главный инженер Джозеф Эванс, четвертый офицер Дэвид Александр и капитан Эдвард Джон Смит на борту Олимпика.
Слева направо: Мёрдок, главный инженер Джозеф Эванс, четвертый офицер Дэвид Александр и капитан Эдвард Джон Смит на борту Олимпика.

В тот раз Мёрдок ещё служил на корабле «Арабик». Однажды, когда он дежурил на палубе, навстречу его судну внезапно вывернул огромный парусник. Помощник капитана от неожиданности растерялся и в панике отдал команду «Лево руля!»

Штурвал уже вращался, но в этот миг Мёрдок подскочил к рулевому, оттолкнул его и выровнял курс. Именно благодаря его расторопности в тот раз только чудом и удалось избежать столкновения.

Руководство по мореплаванию, выпущенное в 1910 году, в соответствии с которым и действовал тогда Мёрдок, гласит:

«Отвернуть от опасности и сбавить ход - самый верный способ прийти к столкновению. В подобной ситуации следует увеличить ход».

Только вот непонятно почему же тогда в ту роковую ночь на «Титанике» он поступил не по уставу, скомандовав «Лево руля!», а вслед за тем - «Стоп машина» и «Полный назад!» Ведь, казалось бы, человек, уже наученный чужим горьким опытом не должен был допускать подобных ошибок...

В итоге «Титаник» врезался в айсберг не самым прочным местом - носовой частью, которая могла бы выдержать даже такой сильный удар, а боком, так, что больше 100 метров борта лайнера оказались вспоротыми ледяной глыбой.

5. Версия пятая: ошибка конструктора

Томас Эндрюс - конструктор «Титаника» использовал лучшие материалы и передовые технологии своего времени.

Томас Эндрюс, 7 июля 1911 г.
Томас Эндрюс, 7 июля 1911 г.

Лайнер имел 16 водонепроницаемых отсеков и даже если бы четыре из них заполнились водой, корабль удержался бы на плаву.

Однако эти отсеки не были изолированы от верхней части корабля и когда «Титаник» наскочил на айсберг, вода принялась переливаться через переборки, затапливая один отсек за другим. Из-за этого лайнер накренился и в конце концов пошёл ко дну.

Так что же, получается, что если верить этой версии, то причиной затопления стал просчёт конструктора, допустившего подобную ошибку? А вот и нет.

«Титаник» был далеко не единственным судном, чья гибель наделала шума в первой четверти 20 века. В 1915 году в «Лузитанию» попала немецкая торпеда и та затонула в считанные минуты. Но, как ни странно, причиной катастрофы на этот раз стала как раз-таки герметичность отсеков, из-за которой корабль попросту перевернулся и пошёл ко дну.

Ещё одна претензия, которую «предъявляют» Томасу Эндрюсу - некачественный металл. Мол, конструктор «Титаника» хотел сэкономить, вот и выбирал что подешевле и похуже, иначе ведь, айсберг бы оставил на корпусе лайнера вмятину, а не прорезал его.

Но в том-то и дело, что ни одна сталь начала 20 века не смогла бы выдержать таких низких температур. Так что, говоря о природных причинах гибели «Титаника» можно было бы за компанию с айсбергом обвинить в затоплении лайнера ещё и «генерала Мороза».

6. Версия шестая: поддельный «Титаник»

У этого лайнера имелся построенный ранее «брат-близнец», который уже задолго до рокового рейса выходил в плавания.

Корабли-близнецы: «Олимпик» (слева) и «Титаник» (справа) в Белфасте 6 марта 1912 года.
Корабли-близнецы: «Олимпик» (слева) и «Титаник» (справа) в Белфасте 6 марта 1912 года.

Корабли очень похожи и если поменять названия на корпусах, а также утварь с логотипами, включая шлюпки, спасательные круги и посуду, то никто подмены и не заметит. Затем «Титаник» под видом предшественника отправится в обычный рейс, а «Олимпик» уйдёт в своё якобы первое плаванье, которое и станет для него роковым.

По мнению авторов данной версии именно такая идея пришла в голову судовладельца, заинтересованного в получении огромной страховки. По-видимости, желая избежать лишних проблем, этот человек ещё и нашёл способ намекнуть о вероятной опасности самые влиятельным людям, желавшим отправиться в круиз на этом лайнере. И что неслучайно многие из пассажиров первого класса отказались от путешествия.

Можно было бы посчитать эту гипотезу фантастической, если бы не то, что ещё в 1986 году исследователь Роберт Баллард обнаружил в корпусе корабля переборку, не указанную на чертежах, по которым строился лайнер. А потому и версия о подмене судов не кажется такой уж неправдоподобной.

Вместо заключения

Сейчас уже никто с точностью не скажет, что же на самом деле случилось на севере Атлантики роковой апрельской ночью 1912 года и что же стало настоящей причиной затопления «Титаника». Пройдут годы, десятки лет и столетия. Останки лайнера, покоящиеся на морском дне, обратятся в прах. Но легенда под названием «Титаник» долго ещё будет будоражить умы людей, заставляя придумывать новые и новые версии затопления корабля.

-------------

На этом пока всё. Если вам есть, что сказать по поводу данной публикации, не стесняйтесь оставлять свои комментарии к ней.
А пока - до новых интересных встреч на канале «Калейдоскоп истории и жизни»!

Трансатлантический лайнер «Титаник», бывший самым большим и наиболее совершенным кораблём своего времени затонул в водах Атлантики 15 апреля 1912 года.-8