Найти в Дзене

Про колыбельные для ребёнка, зачем пели про его смерть

Все знают, что маленькому ребёнку поются колыбельные. Со многими смыслами. Вот, например, в наше время врачи говорят, что разговор с ребёнком, влияет на него, а уж колыбельные песенки..

Художник Кирилл (Карл) Лемох. «У люльки»
Художник Кирилл (Карл) Лемох. «У люльки»

Песенки эти ведут неспешное формирование как сознания ребёнка, так и для взрослых повторение, чем дышат да живут. Колыбельная песня - это почти интимные слова, основанные на доверии, открытости, призванные успокоить ребёнка, слова его матери:

Ба́ю ба́ю ба́ю ба́й

Сварга звё́зды зажигай

Пра́дед с бабой в небесах

Спи дитя́тко в сладких снах

В колыбельке почива́ть 

Мле́ко белое видать

Суть родно́е во крови

От говя́до корови

Сон благо́й да от небес

Принисё́т тибе Веле́с

По млеку́ шагает он

В твоей зыбке угомо́н

Баюнок к тибе идёт

Матерь писенку паё́т…

Тут и про Сварога, и Велеса по тексту. А знаменитое - айлюли, производные ляля, люлю-люшеньки люли? Берёт начало от Лели, или Лады - Богини Рожаницы, Богини покрова очага и семьи.

Такие песенки формируют сознание нового человека, закладывают интуитивную составляющую, которую потом назовут менталитетом.

Так зачем в колыбельных 18 века часто желали детям смерти, да ещё и на Руси-матушке? В Россиик детям было почтительное отношение, как к дару Божьему, где материнство считали благословением? Вдумайтесь в слово - холостой. Холостой, как патрон. Шум есть, толку нет. Бездетных называли пустоцветами. Детей считали счастьем. Такое отношение сейчас можно обнаружить, например, в Египте - обратите внимание на отношение арабов к детям. Но таки желали смерти. Если читать по тексту:

Ты обманешь-проведешь –

В сыру землю спать уйдешь,

Баю-баюшки-баю.

Ты во желтые пески

Да под сини камешки,

Баю-баюшки-баю.

Во сыру земелюшку

Тебя схороним, девушку…

А я байкаю, качею,

Петру Павлу завечаю,

Петру да Павлу, преподобному Макарию.

-2

Или такое:

Спи, дитя моё мило,

Будет к осени друго,

К именинам третьё,

Седни Ванюшка помрет,

Завтра похороны,

Будем Ваню хоронить,

В большой колокол звонить.

Страшные песенки пели, а в 1997 году их ещё записывали на Смоленщине.

В настоящее время великие умы (этнографы) не могут выяснить причины такого отношения к родному ребёнку, оправдываясь, что при записи фольклора не указывали случаи исполнения таких вот колыбельных. Много теорий - путали смерть, что б обмануть, отводили болезни. Но сейчас таких уже не поют. Что изменилось? - смертность! Сейчас за жизнь каждого ребёнка борются, на страже здоровья гигиена, реанимация, опыт, а ранее смертность в крестьянских семьях достигала 2/3 (две трети!!), то есть два ребёнка из трёх погибали ещё в первый год жизни. Им и пелись такие колыбельные - это поминание умершим детям. Хоронили по смерти только на третий день, как минимум, с 18 века, потому вот такие строчки:

Спи тка Ванечка, два дни

а на третий на дровни