Все знают, что маленькому ребёнку поются колыбельные. Со многими смыслами. Вот, например, в наше время врачи говорят, что разговор с ребёнком, влияет на него, а уж колыбельные песенки..
Песенки эти ведут неспешное формирование как сознания ребёнка, так и для взрослых повторение, чем дышат да живут. Колыбельная песня - это почти интимные слова, основанные на доверии, открытости, призванные успокоить ребёнка, слова его матери:
Ба́ю ба́ю ба́ю ба́й
Сварга звё́зды зажигай
Пра́дед с бабой в небесах
Спи дитя́тко в сладких снах
В колыбельке почива́ть
Мле́ко белое видать
Суть родно́е во крови
От говя́до корови
Сон благо́й да от небес
Принисё́т тибе Веле́с
По млеку́ шагает он
В твоей зыбке угомо́н
Баюнок к тибе идёт
Матерь писенку паё́т…
Тут и про Сварога, и Велеса по тексту. А знаменитое - айлюли, производные ляля, люлю-люшеньки люли? Берёт начало от Лели, или Лады - Богини Рожаницы, Богини покрова очага и семьи.
Такие песенки формируют сознание нового человека, закладывают интуитивную составляющую, которую потом назовут менталитетом.
Так зачем в колыбельных 18 века часто желали детям смерти, да ещё и на Руси-матушке? В Россиик детям было почтительное отношение, как к дару Божьему, где материнство считали благословением? Вдумайтесь в слово - холостой. Холостой, как патрон. Шум есть, толку нет. Бездетных называли пустоцветами. Детей считали счастьем. Такое отношение сейчас можно обнаружить, например, в Египте - обратите внимание на отношение арабов к детям. Но таки желали смерти. Если читать по тексту:
Ты обманешь-проведешь –
В сыру землю спать уйдешь,
Баю-баюшки-баю.
Ты во желтые пески
Да под сини камешки,
Баю-баюшки-баю.
Во сыру земелюшку
Тебя схороним, девушку…
А я байкаю, качею,
Петру Павлу завечаю,
Петру да Павлу, преподобному Макарию.
Или такое:
Спи, дитя моё мило,
Будет к осени друго,
К именинам третьё,
Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.
Страшные песенки пели, а в 1997 году их ещё записывали на Смоленщине.
В настоящее время великие умы (этнографы) не могут выяснить причины такого отношения к родному ребёнку, оправдываясь, что при записи фольклора не указывали случаи исполнения таких вот колыбельных. Много теорий - путали смерть, что б обмануть, отводили болезни. Но сейчас таких уже не поют. Что изменилось? - смертность! Сейчас за жизнь каждого ребёнка борются, на страже здоровья гигиена, реанимация, опыт, а ранее смертность в крестьянских семьях достигала 2/3 (две трети!!), то есть два ребёнка из трёх погибали ещё в первый год жизни. Им и пелись такие колыбельные - это поминание умершим детям. Хоронили по смерти только на третий день, как минимум, с 18 века, потому вот такие строчки:
Спи тка Ванечка, два дни
а на третий на дровни