5 подписчиков

Как правильно пользоваться тахографом: правила, инструкции, рекомендации

Тахографы не относятся к устройствам из категории "поставил и забыл". Нужно внимательно изучить и неукоснительно соблюдать порядок работы с ними во время рейсов, следовать требованиям по выгрузке и хранению данных, поддерживать оборудование в работоспособном состоянии, вовремя проводить необходимые процедуры (замена карт водителя, замена блока СКЗИ, калибровка). В этой статье мы расскажем о базовых правилах, поделимся инструкциями к основным моделям тахографов, дадим практические рекомендации.

Тахографы не относятся к устройствам из категории "поставил и забыл".

Независимо от модели цифрового тахографа, правила использования устройств в целом одинаковые, так как решают они одну и ту же задачу контроля за соблюдением режимов труда и отдыха (РТиО). Разница между конкретными моделями тахографов может заключаться на практике только в расположении кнопок, навигации по меню, в наличии или отсутствии дополнительных функций.

В справочнике сервиса GR.Cards мы собрали подробные руководства по работе с цифровыми тахографами - открыть в новой вкладке.

Какие есть режимы работы тахографа и для чего они нужны

Существует всего 4 режима работы тахографа: "Управление", "Работа", "Отдых", "Готовность". И здесь есть несколько ключевых моментов.

1. Тахограф сам переходит в режим "Управление", когда автомобиль начинает движение, и переходит в режим "Работа", когда автомобиль останавливается. Вы можете увидеть это на распечатке с тахографа.

2. Если водитель делает остановку для отдыха от управления или на обед, обязательно необходимо поставить режим "Отдых". Иначе контролирующие органы могут посчитать, что нормы режима труда и отдыха нарушены. Штрафуется в соответствии с законом.

3. Если остановка связана с выполнением рабочих обязанностей, необходимо самостоятельно выставить режим "Готовность" (например, при погрузке/разгрузке, в ожидании оформления документов). Режим "Готовность" позволяет сократить рабочее время иногда даже до 50% (от этого режима). Меньше рабочего времени – меньше вероятность нарушить режимы труда и отдыха.

Важно знать! Во время стоянки при работающем двигателе режим "Работа" продолжает быть активным, поэтому водитель должен переключаться на другие режимы вручную.

Перечисленные режимы фиксируются в памяти устройства с указанием времени с точностью до минуты. Режим за определенную минуту выбирается такой, который длился дольше всего (более 30 сек.) за последнюю минуту.

Правила использования тахографа для водители

Во-первых, водитель обязан иметь при себе карту для работы с тахографом. Отсутствие карты, передвижение с просроченной или заблокированной картой водителя считается нарушением.

Во-вторых, картой нужно уметь пользоваться: вставлять в правильный слот (тот, кто управляет авто - в первый слот), делать ручной ввод, понимать когда карту можно извлекать (всегда, кроме управления).

Во-третьих, необходимо держать при себе запасной рулон чековой ленты + рулон в тахографе, с целью распечатки данных, если их потребуют сотрудники ГИБДД или Ространснадзора.

И в-четвертых, важно убедиться в том, что в кабине установлена табличка, на которой указаны сведения о мастерской с информацией о последней калибровке (настройке) тахографа.

Что еще должен уметь делать водитель:

  • Заправлять ленту в тахограф и делать распечатки.
  • Уметь производить разблокировку карты (подробнее в статье "Как разблокировать карту водителя?").
  • Следить за тем, чтобы карта не была просрочена. Если карта находится в процессе переоформления, то водитель может управлять без неё автомобилем максимум 15 дней ведя запись всех своих действий на ленту для тахографа под личную роспись. Сверх этого времени передвижение без карты возможно только в том случае, если необходимо вернуть ТС на базу.
  • Сообщать механику, если работоспособность тахографа вызывает подозрения, чтобы в дальнейшем избежать поломок в пути.

Что водителю делать запрещено:

  • Извлекать карту во время движения.
  • Передвигаться с не отвечающим законам, неработающим и неисправным тахографом (кроме случаев поломки в пути).
  • Использовать блок СКЗИ, у которого истёк срок эксплуатации (3 года).
  • Вмешиваться в штатную работу устройства (блокировка, корректировка, фальсификация данных).
  • Использовать чужую карту водителя.
ВНИМАНИЕ! Вставку, извлечение карты, переключение режимов - можно производить только тогда, когда ТС находится в неподвижном состоянии. Во время движения ТС извлекать карту из слота тахографа нельзя. Ни первому, ни второму водителю.

Правила использования тахографа для владельцев транспорта

Эти правила относятся и к работодателям (ответственные лица, должностные лица), и к частным лицам, если они эксплуатируют собственный транспорт, на котором должны быть установлены тахографы. От всех владельцев грузовиков N2, N3 и автобусов M2, M3 требуется:

  • Устанавливать разрешенные законом тахографы в легальных мастерских (список тахографов СКЗИ, список тахографов ЕСТР, перечень мастерских на сайте ФБУ "Росавтотранс").
  • Следить за соблюдением условий эксплуатации тахографов (проводить обучение водителей, обеспечивать их инструкциями и бумагой для распечатки данных, контролировать выполнение требований по использованию карт для тахографа, следить за сроками действия карт).
  • Обеспечивать считывание данных с карт водителей раз в 28 дней и хранить их в течение 1 года.
  • В случае с моделями ЕСТР обеспечивать выгрузку данных с тахографов раз в 90 дней. На тахографы СКЗИ это правило не распространяется!
  • Раз в три года производить замену блока СКЗИ.
  • Обеспечивать тех-обслуживание тахографа, включая обязательную настройку (калибровку) устройства в 3 года, а также в случаях ремонта оборудования, замены блока СКЗИ и при изменении характеристик ТС (см. перечень случаев в Приказе №36, приложение №4, пункт №6).
  • Передавать в ФБУ "Росавтотранс" сведения о замене тахографов, о выведенных из эксплуатации тахографах и об утилизированных блоках СКЗИ. В этом вам должны помочь разобраться в мастерской, с которой вы сотрудничаете (см. подробнее в Приказе №36, приложение №4, пункт 11.3).

Итоги

Из всего перечисленного следует, что не только установка правильного тахографа и умение работать по инструкции обезопасят вас от штрафов.

Одно из главных условий: обеспечивать считывание и хранение данных о работе водителя. Без этого не удастся в нужный момент отчитаться перед госорганами и, тем более, самостоятельно пресечь любые нарушения режимов труда и отдыха водителей.

Эффективно решать задачи, связанные с выполнением требований по соблюдению РТиО, вам поможет сервис GR.Cards. Дополнительные разъяснения, как пользоваться тахографом с картой водителя, в частности, при помощи нашего сервиса, вы найдете в справочных разделах сайта: