Это мужское имя по-прежнему очень популярно в нашей стране. Но не все знают, что древние греки давали его своим сыновьям в честь Деметры, одной из главных богинь олимпийского пантеона. Ее высокий статус неудивителен, ведь Деметра отвечала за плодородие земли и была покровительницей землепашцев.
Дочь титана Крона и сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры и Гестии, Деметра держалась в стороне от интриг и войн. Зрелая красавица с волосами цвета спелой пшеницы отличалась спокойным и мудрым характером. И хотя ее красота привлекала многих олимпийцев, Деметра была слишком занята заботой о земле, чтобы отвлекаться на любовные приключения. Разумеется, иногда и ей не удавалось уклониться от настойчивых ухаживаний.
От связи с Зевсом она родила дочь Персефону, от критянина Иасиона — Плутоса, бога богатства.
Кстати, громовержец испепелил его молнией, приревновав Деметру. Спасаясь от преследований своего второго брата Посейдона, она превратилась в кобылицу, но это не остановило бога. От этого причудливого союза появились на свет конь Арион и нимфа Деспина.
Кстати, лошадь считалась священным животным Деметры и одним из древних воплощений богини. Эллины верили, что богиня принимает облик кобылицы, когда хочет предупредить человека о смертельной опасности. Встретить вороную лошадь в сумерках или ночью на дороге, особенно на перекрестке, считалось дурным предзнаменованием. Поверье прочно вошло в культуру многих европейских народов, некоторые верят в это до сих пор.
А выражение «ночная кобыла» стало синонимом кошмара.
Несмотря на благодушный характер, будучи богиней земли, Деметра была связана не только с рождением, но и со смертью. Ведь земля не только дает все блага, но и забирает умерших. А среди ее эпитетов не только Сито — владычица хлеба и Хлоя — зеленая, но и Эриния, то есть мстительница. Позже отдельной ипостасью Деметры стала трехликая Геката, богиня колдовства и хозяйка чародеев.
Темную сторону Деметры связывают с ее дочерью Персефоной. Ведь сердце богини разбилось не из-за любовных драм, а из-за потери любимого ребенка.
Когда Персефона была похищена, Деметра безуспешно искала дочь до тех пор, пока не узнала правду от солнечного Гелиоса — ее дочь забрал Аид с согласия самого Зевса. Тогда Деметра погрузилась в такую глубокую печаль, что земля перестала приносить плоды и в мире наступил голод. Богиня ничего не ела, не спала и в молчании восседала на своем троне в элевсинском храме в черном покрывале и хитоне в знак скорби.
Зевсу пришлось вмешаться и найти компромисс между Аидом и Деметрой. О Персефоне я подробнее напишу в следующей статье, здесь скажу только, что Персефона вернулась к матери. Обрадованная Деметра сбросила покрывало, украсила себя венком из полевых цветов и на землю пришла весна. С тех пор Персефона полгода проводила с ней на Олимпе, а полгода — с мужем в его царстве. А Деметра получила от брата и зятя Сицилию в качестве брачного дара.
В честь Деметры греки в октябре проводили Тесмофории — пятидневные торжества, участвовали в которых только свободные женщины.
Пир обычно оплачивали самые зажиточные из них. В первый день полагалось много и непристойно шутить, во второй — закалывали свиней, в третий — выносили священные книги, а в четвертый все соблюдали пост в память о тоске Деметре по Персефоне. В последний же день накрывали столы, танцевали и играли.
Гораздо более загадочным праздником Деметры были Элевсинские мистерии. Точная суть этих таинств до сих пор неизвестна, так как посвященные не имели право рассказывать о них посторонним. Подробных письменных описаний также не сохранилось. К мистериям допускали всех людей, которые владели греческим языком и никогда не убивали, в том числе женщин и даже рабов. В феврале проводили Малые мистерии, в сентябре — Великие. Во время Малых мистерий жрецы очищали посвященных и себя, а также приносили в жертву свиней.
Великие мистерии длились девять дней. Все начиналось с омовения в гавани и процессии, которая шла из Афин в Элевсин по священной дороге. Потом посвященные постились, принимали напиток из ячменя и мяты и входили в храм Деметры Телестерион, где созерцали некие священные предметы. Неизвестно, что конкретно происходило в храме, но, судя по тем сведениям, которые дошли до нас, участники таинства убеждались в реальности жизни после смерти.
Некоторые исследователи полагают, что в церемонии использовались одурманивающие сознание вещества. Потом всю ночь посвященные пировали в поле, танцевали, играли и пели, а также приносили в жертву быка. В Элевсинские мистерии входил и ритуал почитания умерших.
Гомер и Климент Александрийский считали, что в храме устраивали театральное представление по мотивам мифа о Деметре и Персефоне.
Хотя Деметра и считалась отдельной богиней, ее культ нередко объединялся с поклонением Рее, матери олимпийцев, и Гее-земле, создательнице всего сущего на пару с Ураном. Отсюда и некоторая противоречивость ее облика.
Римляне отождествили Деметру с Церерой, богиней злаков и плодов. Однако она могла еще и наслать на человека безумие и даже определяла загробную судьбу каждой души. Соблюдение ритуалов помогало душам стать манами, покровителями рода. Отказ от них приводил к тому, что они становились ужасными лярвами, злыми духами, которые приносили смерть живым. Также Церера защищала матерей и юных девочек. Зажиточные римляне жертвовали Церере свиней, а бедные — пшеницу и цветы.
Основные торжества в честь Цереры — цереалии — римляне устраивали в апреле.
Они продолжались восемь дней. Кроме традиционных пиров, проводилась травля лисиц — жестокая с современной точки зрения, ведь к хвостам зверей привязывали факелы. В полях разбрасывали орехи для богатого урожая, а в цирках устраивали скачки. Праздник был особенно популярен у плебеев. Кроме плодов и медовых сот, римляне, как и греки, приносили в жертву богине свиней. Ведь эти животные были опасны для посевов.
В Древнем Риме Цереру обычно изображали матроной в пышном венке из виноградных листьев, фруктов и колосьев, с маками в руках. Часто ее руки обвивали змеи или она сидела в колеснице, запряженной змеями. Таким образом, даже рациональные римляне подчеркивали связь Деметры с древними и грозными богинями земли.