Найти в Дзене

Тайна имени: Дмитрий

Это мужское имя по-прежнему очень популярно в нашей стране. Но не все знают, что древние греки давали его своим сыновьям в честь Деметры, одной из главных богинь олимпийского пантеона. Ее высокий статус неудивителен, ведь Деметра отвечала за плодородие земли и была покровительницей землепашцев.

Дочь титана Крона и сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры и Гестии, Деметра держалась в стороне от интриг и войн. Зрелая красавица с волосами цвета спелой пшеницы отличалась спокойным и мудрым характером. И хотя ее красота привлекала многих олимпийцев, Деметра была слишком занята заботой о земле, чтобы отвлекаться на любовные приключения. Разумеется, иногда и ей не удавалось уклониться от настойчивых ухаживаний.

От связи с Зевсом она родила дочь Персефону, от критянина Иасиона — Плутоса, бога богатства.

Кстати, громовержец испепелил его молнией, приревновав Деметру. Спасаясь от преследований своего второго брата Посейдона, она превратилась в кобылицу, но это не остановило бога. От этого причудливого союза появились на свет конь Арион и нимфа Деспина.

Кстати, лошадь считалась священным животным Деметры и одним из древних воплощений богини. Эллины верили, что богиня принимает облик кобылицы, когда хочет предупредить человека о смертельной опасности. Встретить вороную лошадь в сумерках или ночью на дороге, особенно на перекрестке, считалось дурным предзнаменованием. Поверье прочно вошло в культуру многих европейских народов, некоторые верят в это до сих пор.

А выражение «ночная кобыла» стало синонимом кошмара.

Несмотря на благодушный характер, будучи богиней земли, Деметра была связана не только с рождением, но и со смертью. Ведь земля не только дает все блага, но и забирает умерших. А среди ее эпитетов не только Сито — владычица хлеба и Хлоя — зеленая, но и Эриния, то есть мстительница. Позже отдельной ипостасью Деметры стала трехликая Геката, богиня колдовства и хозяйка чародеев.

Темную сторону Деметры связывают с ее дочерью Персефоной. Ведь сердце богини разбилось не из-за любовных драм, а из-за потери любимого ребенка.

Эвелин де Морган. Деметра оплакивает Персефону
Эвелин де Морган. Деметра оплакивает Персефону

Когда Персефона была похищена, Деметра безуспешно искала дочь до тех пор, пока не узнала правду от солнечного Гелиоса — ее дочь забрал Аид с согласия самого Зевса. Тогда Деметра погрузилась в такую глубокую печаль, что земля перестала приносить плоды и в мире наступил голод. Богиня ничего не ела, не спала и в молчании восседала на своем троне в элевсинском храме в черном покрывале и хитоне в знак скорби.

Зевсу пришлось вмешаться и найти компромисс между Аидом и Деметрой. О Персефоне я подробнее напишу в следующей статье, здесь скажу только, что Персефона вернулась к матери. Обрадованная Деметра сбросила покрывало, украсила себя венком из полевых цветов и на землю пришла весна. С тех пор Персефона полгода проводила с ней на Олимпе, а полгода — с мужем в его царстве. А Деметра получила от брата и зятя Сицилию в качестве брачного дара.

В честь Деметры греки в октябре проводили Тесмофории — пятидневные торжества, участвовали в которых только свободные женщины.

Пир обычно оплачивали самые зажиточные из них. В первый день полагалось много и непристойно шутить, во второй — закалывали свиней, в третий — выносили священные книги, а в четвертый все соблюдали пост в память о тоске Деметре по Персефоне. В последний же день накрывали столы, танцевали и играли.

Гораздо более загадочным праздником Деметры были Элевсинские мистерии. Точная суть этих таинств до сих пор неизвестна, так как посвященные не имели право рассказывать о них посторонним. Подробных письменных описаний также не сохранилось. К мистериям допускали всех людей, которые владели греческим языком и никогда не убивали, в том числе женщин и даже рабов. В феврале проводили Малые мистерии, в сентябре — Великие. Во время Малых мистерий жрецы очищали посвященных и себя, а также приносили в жертву свиней.

Джон Вильям Уотерхаус. Домашние боги
Джон Вильям Уотерхаус. Домашние боги

Великие мистерии длились девять дней. Все начиналось с омовения в гавани и процессии, которая шла из Афин в Элевсин по священной дороге. Потом посвященные постились, принимали напиток из ячменя и мяты и входили в храм Деметры Телестерион, где созерцали некие священные предметы. Неизвестно, что конкретно происходило в храме, но, судя по тем сведениям, которые дошли до нас, участники таинства убеждались в реальности жизни после смерти.

Некоторые исследователи полагают, что в церемонии использовались одурманивающие сознание вещества. Потом всю ночь посвященные пировали в поле, танцевали, играли и пели, а также приносили в жертву быка. В Элевсинские мистерии входил и ритуал почитания умерших.

Гомер и Климент Александрийский считали, что в храме устраивали театральное представление по мотивам мифа о Деметре и Персефоне.

Хотя Деметра и считалась отдельной богиней, ее культ нередко объединялся с поклонением Рее, матери олимпийцев, и Гее-земле, создательнице всего сущего на пару с Ураном. Отсюда и некоторая противоречивость ее облика.

Лоуренс Альма-Тадема. Весна
Лоуренс Альма-Тадема. Весна

Римляне отождествили Деметру с Церерой, богиней злаков и плодов. Однако она могла еще и наслать на человека безумие и даже определяла загробную судьбу каждой души. Соблюдение ритуалов помогало душам стать манами, покровителями рода. Отказ от них приводил к тому, что они становились ужасными лярвами, злыми духами, которые приносили смерть живым. Также Церера защищала матерей и юных девочек. Зажиточные римляне жертвовали Церере свиней, а бедные — пшеницу и цветы.

Основные торжества в честь Цереры — цереалии — римляне устраивали в апреле.

Они продолжались восемь дней. Кроме традиционных пиров, проводилась травля лисиц — жестокая с современной точки зрения, ведь к хвостам зверей привязывали факелы. В полях разбрасывали орехи для богатого урожая, а в цирках устраивали скачки. Праздник был особенно популярен у плебеев. Кроме плодов и медовых сот, римляне, как и греки, приносили в жертву богине свиней. Ведь эти животные были опасны для посевов.

В Древнем Риме Цереру обычно изображали матроной в пышном венке из виноградных листьев, фруктов и колосьев, с маками в руках. Часто ее руки обвивали змеи или она сидела в колеснице, запряженной змеями. Таким образом, даже рациональные римляне подчеркивали связь Деметры с древними и грозными богинями земли.