18 подписчиков

Виктор Агеев: «Кто умеет ждать, тот всегда дождется»

198 прочитали

Виктору Петровичу Агееву 7 июля исполнилось 79 лет. Советский боксёр, заслуженный мастер спорта СССР, двукратный чемпион Европы, четырёхкратный чемпион СССР, заслуженный тренер СССР славился не только своей необычной манерой боя и уникальной серией побед, но и несгибаемой волей, непростой боксерской судьбой и огромным стремлением продолжать дело своей жизни дальше, передавая свой опыт и знания молодому поколению. Есть мнение, что свою «Песнь о сентиментальном боксере» Владимир Высоцкий написал под впечатлением от боёв Виктора Петровича Агеева.

Фотография из архива Федерации бокса
Фотография из архива Федерации бокса

Виктор Петрович всегда отличался необычной боксерской открытой стойкой с опущенными руками. Тренеры сборной команды требовали, чтобы Виктор держал руки на уровне головы, но «исправить» это было практически невозможно: такая особенность Виктора Агеева была связана с его феноменальной реакцией:

«В том-то и дело, что в подобной манере обороняться мне было лучше всего, — вспоминает Виктор Петрович Агеев, — Точнее, я взял за основу принцип: лучшая защита — это нападение. Идя вперёд с опущенными руками, сам я никогда не бил первым, в то же время получал идеальную возможность следить за действиями соперника. И когда тот наконец бил, я отвечал сильным встречным ударом. То есть в такой стойке и нападать и защищаться одновременно было удобнее всего».

«Лучшая защита — это нападение», — эти слова могли бы стать лозунгом Агеева, однако он выбрал для себя другой жизненный девиз: «Кто умеет ждать, тот всегда дождется».

Борис Лагутин и Виктор Агеев. Фотография из архива Федерации бокса
Борис Лагутин и Виктор Агеев. Фотография из архива Федерации бокса

Несомненно главным противостоянием в карьере Виктора Петровича Агеева стала серия боев против Бориса Лагутина, после перехода Виктора Агеева в первый средний вес. Их легендарное соперничество длилось четыре года. За это время боксеры встретились на ринге четыре раза, в результате которых была выявлена боевая ничья. Сам Виктор Петрович вспоминает о тех боях так: «Самыми напряжёнными всегда оказывались встречи с двукратным олимпийским чемпионом Борисом Лагутиным. Мы провели четыре боя, и счёт оказался равным — 2:2. Любопытно, что в тех боях, где мне казалось, что я выиграл, победу присуждали Лагутину, и наоборот. В то время у меня уже была коронная серия: прямой левой — правой снизу — боковой левой — прямой правой, которая срабатывала почти всегда. Только с Лагутиным редко. С ним вообще было очень трудно боксировать на дистанции, уж очень крепко держался Борис на ногах. Оставались надежды на ближний бой, но здесь у него были свои козыри. Я бы сказал, что он обладал каким-то тягучим ударом, вроде и успеваешь зафиксировать начало атаки, но Лагутин всё же успевал добиться желаемого».

«Это было противостояние двух великолепных тактиков, — говорит Николай Пучков, судья международной категории, — двух великолепных умников в любительском боксе — двух гениев бокса. Один исповедовал исключительно импровизацию: он не знал, что в следующий момент он сам сотворит, а другой — в классической манере строгой школы не давал творить то, что творил со многими другими Виктор Петрович Агеев».

Виктор Петрович Агеев
Виктор Петрович Агеев

Всё в карьере боксера Виктора Агеева логически вело к олимпийскому золоту — казалось бы, что могло помешать? Но удивительным образом судьба распорядилась совсем иначе. В 1968 году Виктор Агеев готовился к Олимпийским играм в Мехико. Празднуя свой отъезд на сборы в одном из ресторанов Москвы, Виктор Агеев с товарищем, боксером Александром Васюшкиным, ввязались в словесную, а позже — и в физическую перепалку с двумя молодыми людьми, которые оказались сотрудниками МИДа. Пострадавшие сделали всё, чтобы Агеева и Васюшкина выгнали из сборной СССР и лишили званий мастеров спорта. На Олимпиаду в Мехико вместо Агеева тогда поехал Борис Лагутин и стал двукратным Олимпийским чемпионом. А спустя три года на боксерской карьере Виктора Петровича и вовсе пришлось поставить крест — очередной конфликт в ресторане закончился для Агеева тюремным сроком.

Однажды советский писатель Василий Аксенов спросил у Агеева, почему он так любит демонстрировать своё боксерское мастерство за пределами ринга, на что Агеев парировал: «А вы, писатель, разве могли бы не писать?!».

Реабилитироваться после тюрьмы Агееву помог Иосиф Кобзон, который к тому моменту сам успел стать чемпионом Украины по боксу и имел связи в определённых кругах. Он задал Виктору Петровичу вопрос: «А ты сможешь дальше жить нормально?». Агеев смог. Виктор Петрович стал выдающимся тренером, президентом Федерации профессионального бокса России, членом исполкома Всемирной боксерской ассоциации (WBA).

Но об олимпийском золоте он по-прежнему говорит с грустью: «Мне даже со снах снилось, что я выступаю на Олимпийских играх. Очень сожалею, что не получилось. Пошел работать тренером, хотел воспитать олимпийского чемпиона, но тоже не вышло». Однако об Агееве-тренере ходят легенды — его нестандартный индивидуальный подход к боксерам, его блестящие тактические способности, талант вовремя и четко подсказать спортсмену дальнейшие действия в ринге, привели к статусам и медалям множество боксеров. Среди его учеников чемпионы СССР, Европы и Мира — Рыбаков, Лимасов, Соломин, Галкин, легковес Анатолий Петров и первый чемпион России среди профессионалов Виктор Егоров и другие.

Вспоминает чемпион СССР Игорь Яковлевич Высоцкий: «Могу сказать насчет Васи Соломина (Чемпион мира по боксу в весе до 60 кг, 1974г.) – он и так был хорош собой, да, но перед тем, как работать на Чемпионате мира, Виктор дал ему очень много для реакции. Вася чувствовал дистанцию очень хорошо: уходил и тут же пробивал удар, уходил и пробивал! Не делал лишних движений – их вообще не было. Уход – удар, уход – удар. За счёт этого Вася и выиграл».

Виктор Агеев и Мохаммед Али
Виктор Агеев и Мохаммед Али

Интересным эпизодом стала встреча Виктора Петровича Агеева со знаменитым боксером Мохаммедом Али во время его визита в СССР в 1977 году. Одной из целей Али была как раз встреча со знаменитым советским боксером и тренером Виктором Агеевым. Они встретились в аэропорту по прилету Али, и сразу же между ними завязался шутливый боксерский поединок. А позже Агеев опосредованно встретился с ним еще раз — он консультировал Петра Заева перед его показательным боем с Мохаммедом Али.

В подмосковном городе Балашиха Виктор Петрович создал Спортивный клуб им. В. П. Агеева, где в Школе бокса бесплатно тренируются больше ста юных спортсменов.

Олег Викторович Агеев, сын прославленного боксера, заместитель председателя Совета Ветеранов бокса, руководитель Департамента профессионального бокса, рассказал, почему в клубе выбран именно такой подход к детским занятиям.

— Олег Викторович, многие великие боксеры по завершению спортивной карьеры начинают заниматься наставнической деятельностью и зачастую делают это бесплатно. Почему?

— Потому что они все тоже были когда-то маленькими, и ходили в секции по боксу в Советском Союзе. А в СССР всё было бесплатно, все спортивные секции были бесплатными, думаю, что именно оттуда и идёт это желание преподавать бесплатно — из детства.

— Почему для Виктора Петровича важна именно наставническая деятельность, почему нельзя быть просто тренером?

— Тренер – это педагог. А педагог — это наставник. Все настоящие учителя именно такие — они хотят воспитать, оставить после себя своё продолжение. Советский бокс был величайшим, и российский бокс должен быть таким же. Поэтому наши советские чемпионы и стремятся быть наставниками.

***

На сегодняшний день в Балашихе ежегодно проводится международный турнир на призы Виктора Петровича Агеева. В нескольких городах открыты Школы бокса его имени. Ни одно крупное мероприятие не обходится без его участия или присутствия в качестве почетного гостя. Виктора Петровича любят, помнят и уважают.

16 октября 2002 года указом Президента Российской Федерации Виктор Петрович Агеев был награждён Орденом Почёта за заслуги в развитии физической культуры, спорта и многолетний добросовестный труд.