В 1960 году в Баку побывала делегация иностранных журналистов. Они познакомились с городом, познакомились и с мэром Лемберанским (на самом деле — председателем исполнительного комитета Бакинского совета народных депутатов, но так, согласитесь, длинновато).
«Коренастый, плотный мэр с неутомимой энергией путешествует по своему городу», — так отозвался корреспондент «New York Times» С. Толлинг.
«Ещё один человек, оставивший сильное впечатление, во-первых, как чуткий хозяин, энергичный и компетентный мэр, а потом, в конце нашего пребывания, как деликатный друг», — написал журналист из парижского «Le Figaro» С. Симон.
Журналисты писали, что бакинского мэра «трудно застать в кабинете. Свой рабочий день он, как правило, начинает с обхода городского хозяйства. Его сопровождает большая «свита» архитекторов, проектировщиков, работников треста благоустройства. Человек, который горячо любит свой город, заражает энергией всех, кто помогает украшать Баку. Его «походная канцелярия» — блокнот и карандаш. Эскиз в блокноте подчас перерастает в проект, который разрабатывается архитектурными мастерскими. Город меняется как в сказке…»
(Начало экскурсии — здесь)
Как Алиш Лемберанский, закончивший нефтепромысловый факультет АзИИ и много лет возглавлявший нефтеперерабатывающий завод, стал мэром?
Вот что рассказывает в своих мемуарах Николай Байбаков:
«Как-то на одном важном совещании с участием руководства республики Алиш Джамилович высказал недовольство нефтяников низкими темпами строительства жилья, из-за чего невозможно было переселить людей из подвалов и с загазованных участков. Кроме того, он внес несколько интересных предложений по проблемам улучшения городского хозяйства. Руководители республики внимательно его слушали, изредка переглядываясь. Когда он закончил, ему сказали:
— Да, вы совершенно правы, Алиш Джамилевич, на город нужно поставить энергичного и инициативного человека. Нам представляется, что именно вы и являетесь этим человеком…
И в тот же вечер Лемберанский уже сидел в просторном кабинете одного из роскошных зданий города, ранее принадлежавшего Бакинской думе».
«Я бакинец, и да простят меня те, кто любит другие города, — писал Алиш Джамилевич в статье «Красота города» («Известия», декабрь 1960 года), — Я влюблен в Баку, в широкий простор его амфитеатра, опирающегося на серп бакинской бухты, в неповторимый городской пейзаж, обрамленный нефтяными вышками, в неиссякаемое солнце, зелень, своеобразные архитектурные ансамбли, площади, улицы. Мне, как и всем бакинцам, очень приятно, что о Баку сейчас много пишут. О нем часто говорят советские газеты, печать социалистических стран. Замечательные достижения наших нефтяников признаются за границей. Баку стал большим культурным центром, его часто и охотно посещают гости из других братских республик и зарубежных стран. <…> Бакинские архитекторы стараются сделать город еще более красивым, удобным для жизни человека.
Города не могут и не должны быть на одно лицо. Общий характер строительства, методы индустриализации, планы застройки — да! Но лицо города должно быть у каждого свое, и этого надо добиваться, не греша против современных принципов зодчества».
К юбилею советской власти в апреле 1960-го руководство Азербайджана и Баку постаралось сделать родной столице побольше подарков. Например, было построено новое здание Азербайджанского государственного академического драматического театра имени Мешади Азизбекова. Архитекторы здания — Г. Али-заде и М. Мадатов.
Через два года перед театром был установлен памятник поэту Физули, за который скульпторов Омара Эльдарова и Токая Мамедова наградили Ленинской премией.
В том же 1960 году в новое пятиэтажное здание переехала Азербайджанская Государственная публичная библиотека имени М. Ф. Ахундова. Архитектор Микаэль Усейнов создал проект библиотеки еще в 1949 году, но, строительство было полностью завершено лишь в 1960-м. Фасад библиотеки был украшен статуями деятелей науки и литературы.
На конец апреля 1960-го пришлось сразу три советских юбилея: 90-летие В.И.Ленина, 40-летие советской власти в Азербайджане и 40-летие азербайджанской компартии. А чтоб народ Азербайджана был совсем счастлив, 24 апреля в Баку приехал лично глава СССР Никита Сергеевич Хрущев с большой делегацией. Кстати, приехав, Никита Сергеевич припомнил еще один недавний юбилей — 50-летие Международного женского дня — и по этому поводу наградил женщин Азербайджана орденами и медалями.
Хрущев возглавил торжественные заседания (пригодился новый театр!), выступил с очередными программными заявлениями, заложил мемориал Дружбы народов на площади Азнефть (памятник, кажется, так и не был построен), побывал на балете «Семь красавиц» Кара Караева, посетил Выставку Достижений Народного Хозяйства на бульваре, возложил венок к захоронению 26 Бакинских комиссаров… Тогда в мемориальном комплексе еще не было знаменитого мраморного кольца…
А еще Никита Сергеевич стал одним из первых посетителей нового бакинского Музея Ленина, выстроенного на набережной (тогда еще проспект Сталина) по проекту Гасана Меджидова. Сейчас в этом многоэтажном здании располагается Музейный центр. А от старой огромной экспозиции остался лишь печатный станок подпольной типографии революционеров.
В Баку есть городская легенда, которая гласит: мэр Лемберанский очень хотел порадовать главу государства и помимо всего прочего устлал улицу Джапаридзе и площадку перед памятником Натаван разноцветными бетонными плитами. Такое новшество понравилось первому секретарю ЦК, но узнав, во сколько такая радость обошлась государству, он пришел в неистовство. А бакинцы прозвали эту площадку «Миллион за улыбку» — тогда только-только вышла одноименная пьеса Анатолия Софронова.
Как известно, Никита Сергеевич старался ввести в стране режим экономии. Дескать, не до красот, когда население страшно нуждается в жилье и т.д. В 1955 за «украшательство» уже досталось главному азербайджанскому архитектору Усейнову (см.). «Хрущев лично подписал в 1958 году постановление, ограничивающее строительство дворцов спорта и культуры, театров, цирков, клубов, стадионов, плавательных бассейнов, выставочных залов. Все освобождавшиеся средства направлялись на возведение жилых домов, школ, больниц и детских садов…, — пишет Александр Васькин в книге «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе», — …Остановилось строительство нового цирка, театров Сац и Образцова. А иногда Хрущев лично приезжал на стройплощадку узнать, не нарушается ли его запрет. Как-то он увидел строительство на Краснопресненской нового Дома правительства РСФСР и немедля приказал водителю остановиться. Хрущев топал ногами, ругался, разве что кузькину мать не показал. Приехав в Кремль, вызвал главу российского правительства Полянского и наорал на него: «Вы что творите?! Так и другие захотят у себя дома правительства строить. Прекратить, заморозить!» В итоге Белый дом появился в Москве лишь в 1981 году».
Жилищное строительство в Баку активизировалось, как и по всему СССР. «Всего за десять хрущевских лет жилищные условия улучшило более 70 процентов жителей Советского Союза», — пишет Александр Васькин. А пятиэтажные панельные дома стали самыми массовыми типовыми сооружениями. Предполагалось, что срок их годности — 25 лет. Однако многие бакинцы живут в «хрущевках» до сих пор.
Вероятно, Баку еще повезло, что у нас так много успели построить из «необязательного». Создание метрополитена приостановили. Зато появился фуникулёр, связавший набережную с Нагорным парком. По одному пути, навстречу друг другу, ездили два вагончика, построенные на Ленинградском вагоно-ремонтном заводе. Посредине вагончики разъезжались. Вся поездка занимала около 4 минут. Длина маршрута — 455 метров.
Сейчас фуникулер обновлен австрийско-швейцарской компанией Doppelmayr Garaventa.
На бульваре была создана система каналов, прозванная в Баку «Маленькой Венецией». Говорят, что идея такой уникальной достопримечательности принадлежала председателю Бакгорисполкома Алишу Лемберанскому, побывавшему в Италии. Сообщается, что общая протяженность каналов «Маленькой Венеции» 1350 метров, ее глубина — 1,3 метра. Позже бакинская «Венеция» дважды перестраивалась, но функционирует до сих пор. И по каналам плавают прогулочные моторные гондолы.
«Естественно стремление людей видеть прекрасным свой родной город, — писал Алиш Лемберанский. — Недавно один городской врач признался мне, что он часто любуется улицей, на которой живет. Особенно она нравится ему ночью, когда зажигаются огни. Однажды врач стоял на балконе и смотрел на разноцветный поток движущихся машин. Вдруг он заметил молодого человека, который на ходу бросил окурок в урну, но не попал, ветер отнес его в сторону. Пешеходов поблизости не было, однако юноша вернулся и поднял окурок. Он не оставил его на асфальте, потому что улицы сверкали чистотой. Факт этот маленький, но он свидетельствует о влиянии окружающей обстановки на поведение людей. Городские улицы, площади, сады должны людей радовать, восхищать красотой и живописностью, вызывать у них чувство любви ко всему окружающему. Все больше строится в наших городах и поселках прекрасных домов культуры, удобных клубов. Пожалуй, не найдешь города, в котором не было бы садов и парков для отдыха трудящихся. Но жителям нужен весь город. На его площадях и улицах, в его садах и скверах, на бульварах и в кафе люди отдыхают, развлекаются, встречаются друг с другом. Живое общение людей между собой расширяет их кругозор, укрепляет дружбу. Это надо поощрять. Ведь замкнутость порождает себялюбие, самодовольство, обедняет человека».
- Баку 1960-х. Часть 1
- Бакинцы 1960-х на фото Исака Рубенчика