На просторах психологической литературы встретила термин “посттравматический рост”. Удивилась - обычно говорят про посттравматический стресс…
Феномен заключается в том, что тот, кто понес серьезный урон от неких событий, становится лучше себя прежнего.
Эту мудрость нам преподносили и античные авторы, и наши бабушки: “все что нас не убивает - делает сильнее”, “это закаляет характер”, “если жизнь всучила тебе лимон - сделай из него лимонад” и т.д.
🤷🏼♀️ Как же получается, что стресс оборачивается ростом?
После травмирующих событий меняется мировоззрение, ценности, приоритеты. Благодаря этим переменам, может возникнуть внутренняя необходимость в развитии. К тому же, в нас природой заложена огромная прочность, и, проявляя гиперреакцию, мы высвобождаем скрытую энергию.
Я не призываю искусственно создавать себе трудности! К сожалению, мы и так не застрахованы от всяких невзгод. Но чем меньше мы будем винить себя в своей злосчастной судьбе, а встретимся с реальностью лицом к лицу - тем скорее мы справимся и вступим в фазу роста - примем на себя активную роль в процессе создания своей дальнейшей жизни.
Стивен Джозеф в своей книге “Что нас не убивает. Новая психология посттравматического роста” обобщил рекомендации психологов, посвященные оптимальным способам преодоления травматичных ситуаций:
✔️ не считать, что кризис непреодолим,
✔️ принять тот факт, что перемены являются частью жизни,
✔️ налаживать отношения с окружающими,
✔️ принимать решения и выполнять их,
✔️ стремиться узнать новое о себе,
✔️ сохранять надежду,
✔️ заботиться о себе
Посмотрите - ничего нового. Некоторые рекомендации - например, налаживать отношения с окружающими, заботиться о себе - мы слышим достаточно часто и вовсе не обязательно в связи со стрессовыми событиями. Если следовать им в обыденной жизни, скоро такое поведение превратиться в привычку, появится навык. И, оказавшись в кризисе, проще действовать по “накатанной колее”, чем делать то, что несвойственно.