Из сообщений прессы: 15.09.20 во время своего визита в Австрию президент Украины В. А. Зеленский агитировал деловые круги Австрии инвестировать в Украину, в частности, предлагал проявить интерес к концессии украинских портов Черноморск и Бердянск.
Поискала слова о концессии портов в сообщениях о визите г-на Зеленского в Австрию на сайте Офиса президента. Там такой конкретики не содержится. Поэтому возьмём за основу сообщения информационных агентств.
На сайте cfts.org уточняется, что в ходе визита в Австрию президент говорил о возможности передачи в концессию первого и контейнерного терминалов госстивидора "МТП "Черноморск", а также имущества ГП "Бердянский морской торговый порт".
Итак, поговорим о сделанном Австрии предложении. Мне самой хочется найти ответы на вопросы:
1. Может ли для частного бизнеса Австрии представлять реальный интерес предложение об участии в проектах концессии портов Черноморск и Бердянск?
2. Учитывая, что из всех портов Украины 9 планируется в ближайшей перспективе отдать в концессию или приватизировать, действительно ли это выгодно государству, и нет ли серьёзных угроз экономике и безопасности страны?
Второй вопрос, на мой взгляд, более сложный и ответственный. Поговорим пока об Австрии.
Для чего частному бизнесу из одной страны может понадобиться концессия портового терминала в другой стране? На мой взгляд, вероятны два побудительных мотива: 1) частный бизнес страны X осуществляет производство товаров в серьезных объёмах в стране Y и ему нужно вывозить эти товары в третьи страны или в свою страну, для чего очень удобен предлагаемый в концессию терминал; 2) частный бизнес страны X построил или строит логистическую цепь доставки товаров из точки A в точку B (абстрактно цепь состоит из узлов и рёбер), а терминал в стране Y, предлагаемый в концессию, является важным узлом этой цепи и требует особого внимания со стороны оператора логистической цепи.
В данном конкретном случае можно ещё сразу предположить: у Австрии нет прямого выхода к морю! Не проблема: по системе Рейн - Майн - Дунай можно выйти и к северным морям, и к черноморско-средиземноморскому бассейну.
Расположено ли в Украине какое-либо крупное австрийское промышленное производство? Нет. Есть ли товарооборот между Австрией и Украиной? Конечно. По данным Госслужбы статистики Украины за 2019 год экспорт из Украины в Австрию составлял около 598 млн. долл., импорт - около 657 млн. долл.
И вот, самое то. В Украине есть крупный поставщик продукции для австрийских потребителей. Это - Полтавский ГОК, который продаёт железорудное сырьё австрийскому концерну Фёст Альпине. Сырьё идёт в австрийский Линц и, как раз, нуждается в использовании портовых мощностей. В статье, размещенной на cfts.org (https://cfts.org.ua/poezdka_s_cts/okatyshevaya_logistika_kak_rabotaet_ transport_poltavskogo_goka_2), говорится, что ГОК порядка 2-2,5 млн. тонн отгружает через порт Измаил на комбинат Фёст Альпине. До Измаила сырьё идёт по железной дороге, а в порту перегружается на баржи. Цифры немного не пляшут. По данным Дунайской Комиссии из портов Украины уже в течение нескольких лет в порты Австрии прибывает порядка 800 тыс. тонн грузов в год. Видно, в 2,5 млн. тонн вложили ещё и Смедерево (Сербия), и Галац (Румыния). Ладно, не важно.
В связи с этим грузопотоком для Австрии теоретически могла быть интересна концессия Измаильского порта. Хотя, не думаю, что этот узел в цепи доставки окатышей с Полтавского ГОК в Линц требует повышенного внимания со стороны грузополучателя. Мощности порта недогружены (порт в 2019 году переработал около 3,7 млн. тонн грузов при пропускной способности около 6 млн. тонн), а ОАО "УДП" был многолетним партнером австрийского концерна. К тому же, из упомянутой выше статьи на сайте cfts.org следует, что доставку сырья обеспечивает собственно Полтавский ГОК.
Есть и ещё два нюанса. Из портов Австрии на порты Украины в 2019 не отправлялось вообще ничего. Т.е. грузопоток односторонний. Также шли разговоры о том, что комбинат постепенно переориентируется с Полтавского ГОК на железорудное сырье из Австралии. Не знаю, насколько эта информация достоверна.
Исходя из всего сказанного, я бы предположила, что концерн Фёст Альпине вряд ли будет рассматривать вопрос об участии в конкурсе на концессию порта Измаил, если таковой будет проводиться.
Вернёмся к Черноморску и Бердянску. Впрочем, Бердянск можно сразу убрать из рассмотрения в силу его географического положения, мелководья и т.д.
Допустимо предположить, что Австрии (австрийским частным компаниям) может быть интересен порт на Чёрном море как узел в логистической цепи доставки грузов из Азии, Австралии, ну, пусть, из Восточной Африки, и в обратном направлении. Товарооборот со странами этого региона у Австрии довольно значительный, хотя почти 79% импорта и 77% экспорта у неё приходится на страны ЕС (данные за 2019 г www.statistik.at). На Азию приходится 14% импорта и 9% экспорта; на Африку – 1,4% импорта и 1% экспорта; на Австралию – 0,1% импорта и 1% экспорта.
Крупнейшим торговым партнёром Австрии в Азии, конечно, является Китай. Так, в апреле 2018 года Австрия и Китай установили т.н. «дружественное стратегическое партнёрство». Австрия не против поучаствовать в китайском проекте «Пояс и путь». (По-моему, в этом проекте Украина задействована весьма слабо). Запущен новый транзитный контейнерный сервис из Китая в Австрию компаниями «РЖД Логистика» и Sinotrans. Продолжительность рейса – 19 дней, включая день отправления и день прибытия (www.seanews.ru). А средний срок доставки грузов морем, между тем, - от 30 до 35 дней. Несомненно, что определённая часть товаров в Австрию из Китая и наоборот может весьма успешно и довольно быстро идти по железной дороге, а не морем.
Морем же грузопотоки из стран указанного региона в Австрию идут, скорее всего, через Суэцкий канал (а не вокруг Африки). По выходу из Суэцкого канала дальше они могут (теоретически!) направиться для перевалки в порт Черноморск или в какие-то европейские средиземноморские порты. В начале 20 века торговые суда Австрии ходили из Триеста. И сегодня доставка грузов через Триест кажется самой рациональной.
Расстояние от Порт-Саида до Черноморска – около 1200 миль через Дарданеллы и Босфор, от Порт-Саида до Триеста – около 1300 миль.
На сайте порта Триест (www.porto.trieste.it) указывается, что из него работают крупнейшие судоходные линии в Китай, Сингапур, Малайзию и на Дальний Восток. Более 400 поездов ежемесячно отправляются из него в северо-восточные промышленные зоны Италии, а также Центральной Европы, в частности, в такие страны, как Германия, Австрия, Чехия и т.д.
От Триеста до Вены около 480 км по автодорогам и около 350 км – по железной дороге. От Черноморска до Вены по автодорогам – примерно 1550 км, по железной дороге – 1150 км. Автодороги в Украине, к сожалению, плохи, железные дороги тоже не очень, ещё и нестыковки по ширине колеи.
Тут можно опять обратиться к новости о визите В.А. Зеленского в Австрию. Президент Украины обратил внимание австрийской стороны на проект продления широкой железной дороги от Ужгорода через территорию Словакии до Вены. «Этот маршрут значительно упростит и ускорит транзит товаров из стран Азии в Австрию и страны ЕС», - отметил он. А что же это за проект?
В 2018 году РЖД и Австрийские железные дороги подписали дополнение к соглашению о сотрудничестве от 2011 года, предусматривающее строительство ширококолейной железной дороги от словацкого города Кошице до Братиславы и Вены совместным предприятием Breitspur Planungsgesellschaft mbH, которое создано в 2009 году с участием Австрии, России, Словакии и Украины и зарегистрировано в Австрии. До 2033 года должно быть построено 400 км магистрали (www.gudok.ru). Зашла на сайт этой компании, а там последняя новость – за март 2019. Собственно, строительство ещё не начиналось, идёт согласование и экологические экспертизы. Исходный проект предусматривает ветку от Москвы на Киев, а из Киева на Братиславу. Из-за этого, наверное, и тормозится.
В-общем, с железной дорогой ситуация не самая благоприятная. Остаётся ещё один вид транспорта для связи порта Черноморск с Австрией – водный. У Австрии хорошо развито судоходство на Дунае, 5 крупных портов. Может, из Черноморска по Дунаю? Не самый быстрый вид транспорта, но экологичный.
Проблема с заходом в Дунай из Чёрного моря на украинском участке реки. Прорва обмелела. Глубоководный украинский судовой ход «Дунай – Чёрное море» по гирлу Быстрое? Румыния фактически добилась запрета на дноуглубительные работы в гирле Быстрое. Поэтому пока его (хода) использование для нормального судоходства под большим вопросом. В Информации Секретариата Дунайской Комиссии по теме «Наблюдение за рынком дунайского судоходства: итоги 2019 года» отсутствует какая-либо статистика движения судов и грузов через ГСХ «Дунай – Чёрное море». Вообще отсутствует упоминание о нём. В «Статистике дунайского судоходства в 2016-2017 гг.» указано, что в 2017 г. через Килийское гирло на Дунай с моря поступило 54,0 тыс. тонн грузов. Для сравнения: через Сулинский канал с моря – 701 тыс. тонн; через канал Дунай – Чёрное море с моря и из портов на канале (Румыния) – около 13,8 млн. тонн (сайт ДК). Значит, для входа в Дунай из порта Черноморск придётся возвращаться к румынской Констанце и использовать канал Дунай – Чёрное море или Сулину. Вариант – не очень!
Может, порт Черноморск будет интересен Австрии с точки зрения её желания участвовать в китайском проекте «Пояс и путь»? Ведь через этот порт проходит коридор TRACECA.
Коридор существует. Есть Межправительственная Комиссия TRACECA. Страны – участницы коридора поэтапно осуществляют реализацию Стратегии МПК TRACECA 2016 – 2026 (www.traceca-org.org). Почему-то на сайте отсутствует общая статистическая информация о грузопотоках по коридору. Вообще, это – программа, направленная на развитие связей в регионах Черноморского бассейна, Южного Кавказа и Центральной Азии. Китая среди участников данного проекта нет. Однако при благоприятных условиях коридор TRACECA может быть интегрирован и в китайские магистральные проекты. Вопрос только в том, когда эти благоприятные условия возникнут. Вероятность, что в ближайшей перспективе, очень низка.
Подводя итоги, хочу сказать, что буду весьма удивлена, если какая-либо австрийская частная компания проявит интерес к проектам концессии украинских портов или отдельных терминалов, но, может, и стоило привлечь их внимание…